Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(107) "
  • Интервью и выступления
  • " }

    Цифровое будущее российской экономики. Интервью с Анатолием Аксаковым

    30.07.2021
    Президент России Владимир Путин своим указом назначил выборы депутатов Государственной Думы восьмого созыва на 19 сентября. Таким образом, менее чем через два месяца гражданам предстоит избрать 450 федеральных депутатов. С учетом пандемии, согласно решению Центризбиркома, само голосование растянется на три дня – с 17 по 19 сентября.

    Госдума седьмого созыва завершает свою работу. В связи с этим председатель комитета по финансовому рынку Государственной думы Федерального собрания РФ Анатолий Аксаков в эфире телевидения Общественной службы новостей подвел итоги работы Госдумы VII созыва.

    Какие законы были приняты вашим комитетом за VII созыв Госдумы?

    – Мы хорошо проработали цифровые законы. В прошлом году приняли закон о цифровых финансовых активах, до этого мы приняли закон об инвестиционной платформе, приняли закон о маркетплейсе, который позволяет получать финансовые услуги, причем любые, не только банковские, но и страховые, фондовые, удаленно. Далее мы приняли закон о возможности использования геометрических данных для удаленной идентификации и, соответственно, удаленного получения различных финансовых услуг. С другой стороны, мы продвинулись с точки зрения защиты прав инвесторов. Мы приняли закон о категоризации инвесторов, следом за ним был принял закон, который устанавливает, что сложные финансовые инструменты наши неквалифицированные инвесторы должны получать после тестирования и должны получать максимум информации о рисках, которые принимает на себя инвестор. Если финансовая организация не предоставит полную информацию инвестору, то ЦБ имеет право обратно выкупить проданный инструмент с возмещением всех потерь, которые понес инвестор при приобретении финансового продукта. Мы создали хорошую правовую основу для развития фондового рынка. За последние 2 года в 4 раза возросло количество инвесторов, пришедших на фондовый рынок. Мы неплохо защитили наших граждан.
    Последний закон касается блокировки сайтов нелегальных кредиторов, финансовых пирамид, фишинговых сайтов. ЦБ может быстро вмешаться в ситуацию и заблокировать работу такого сайта, соответственно, не позволив воровать деньги у населения. Можно говорить о десятках принятых законов, которые, с одной стороны, позволяют развиваться новым финансовым технологиям, с другой стороны, защищают и права инвесторов и вкладчиков.

    Что не удалось реализовать?

    – Когда ключевая ставка ЦБ увеличивается, увеличиваются и проценты по кредитам, которые предоставлены гражданам. К сожалению, те, кто берут кредиты с плавающей ставкой, сталкиваются с тем, что приходится платить больше, чем они планировали. Поэтому мы приняли решение, чтобы защитить наших граждан, запретить использование плавающей ставки, чтобы они не попадали в такие ситуации. Как правило, граждане не являются искушенными в финансовых знаниях, в результате заключают договоры, зачастую не понимая, что это несет для них риски. При этом финансовые институты, конечно же, дают более низкую процентную ставку на начальный период, потому что они понимают, что у них застрахован риск, связанный с изменением ключевой ставки. Поэтому, покусившись на эту пониженную процентную ставку, граждане часто берут кредиты, а когда ставка растет, они испытывают дискомфорт.
    Кроме того, хотелось бы принять закон об электронном документообороте либо о цифровом архиве. Принятие такого закона позволит освободить многие площади, в которых сейчас хранятся всевозможные документы, договоры. По закону эти бумаги должны храниться. Чтобы их хранить, нужны большие площади, необходимо поддерживать климат, то есть нужна большая затрата и издержки, которые несут компании, хотя в 21 веке это все можно хранить на флешке и на серверах. Нет смысла занимать огромную площадь бумагами. Надеюсь, что осенью мы примем этот закон, и благодаря ему многие издержки снизятся.

    Не станет ли в связи с цифровизацией документов больше подделок?

    – Бывают такие случаи, поэтому мы работаем и над другим законом, который касается электронной цифровой подписи. Мы серьезно ужесточили правила, требования к удостоверяющим центрам, которые выдают электронные подписи. Количество их в разы сократилось. Поэтому злоупотребление в сотни раз будет сокращаться. Мы не приняли закон о цифровом архиве, несмотря на большое желание, потому что мы аккуратно к этому подходим, так как думаем о защите данных. Многие бумажные данные тоже должны сохраниться, потому что имеют историческую и культурную ценность. Эта кропотливая работа нами сейчас ведется, она практически завершена. Мы решили двигаться поэтапно и аккуратно. Мы тщательно подходим к вопросу, закон будет принят поле того, как мы будем уверены в полной безопасности.

    Как вы относитесь к тому, что ЦБ поднял ставку до 6,5%?

    – Я к этому отношусь отрицательно, но с пониманием. Потому что повышение ключевой ставки ведет к повышению процентов по кредитам. Естественно, это будет сдерживать экономику. Очевидно, что будет сокращение выдачи кредитных ресурсов в экономике.
    Целевой показатель инфляции у нас обозначен в основных направлениях денежной политики и составляет 4%, сейчас инфляция приближается к 7%. Естественно, ЦБ должен реагировать на это, потому что отвечает за стабильность инфляции и потребительных цен на нашем рынке. Его главный инструмент – ключевая ставка. Повышая ключевую ставку, он увеличивает стоимость денег, делает их более дорогими и дефицитными. Благодаря этому начинается давление на потребительский рынок, цены. Мы надеемся, что благодаря действиям ЦБ ситуация стабилизируется. Здесь нужна скоординированная политика с правительством, потому что инфляция последнего времени связана с тем, что правительство не так эффективно сработало по стабилизации ценообразования на рынке. Мы видели, как резко возросла цена на лес, металл и на продукты питания и сельхоз продукцию. Этот рост был связан с существенным увеличением экспорта за пределы нашей страны, накаляется внутренний рынок, не достает товаров, поэтому цена начинает расти. Правительство должно было повысить экспортные пошлины на значимые продукты. Это позволило бы стабилизировать цены.

    Эти административные договоренности, давление на сферы торговли – не рыночные, поэтому приводят к дефициту, дестимулируют производителей. Рыночный механизм – это пошлины, их нужно привязать к мировым ценам. Если цены снижаются на мировом рынке, то и пошлина должна следовать вниз. Так производитель будет понимать, какова его перспектива с точки зрения внешней торговли. Благодаря этому цены будут стабильны.

    Как за 5 лет изменилась платежеспособность россиян

    – Инфляция у нас двигалась по синусоиде. Сначала снижалась благодаря действиям ЦБ и достигала уровня ниже 3%. Но по ряду причин, в том числе из-за пандемии, ситуация начала меняться в другую сторону. Сначала был резкий спад потребления российской продукции, в результате цены падали, спрос становился меньше, но после того, как последствия пандемии стали преодолеваться, цены пошли вверх и на внешнем рынке, и на внутреннем. Это бьет по благосостоянию населения, доходы граждан сократились, несмотря на поддержку со стороны государства. Это связано с закрытием ряда производств. По прошлому году реальные доходы населения сократились на 3,5%. Это ведет к увеличению бедного населения, а их около 18 млн человек. Стыдно в такой богатой стране, как Россия, иметь такое количество людей с доходами, ниже прожиточного минимума.

    Каких сфер должна коснуться дедолларизация?

    – Дедолларизация российской экономики активно происходит. В 2013 году доля доллара международных резервов составляла около 45%, сейчас она составляет около 22%. У нас постоянно сокращается доля доллара в международных расчетах, но при этом растет евро. ЕС является главным экономическим партнером, но при этом до последнего времени мы с ними контракты заключали в долларовом выражении. Теперь евро с 9% увеличилось до 38%, а доля доллара в тот же период сократилась с 81% ниже чем до 50%. Можно говорить о дедолларизации нашей экономики, этот процесс будет продолжаться. Особенно с внедрением новых цифровых технологий. Возможно блокчейн приведет к тому, что доллар потеряет международный финансовый интерес. А на смену придут цифровые валюты ЦБ. Соответствующий закон мы приняли, ЦБ активно сейчас работает над идеей цифрового рубля. Доллар теряет интерес и в мировой системе.

    Что такое цифровой рубль?

    – Это новая тема, она еще не существует, ее только обсуждают. Смыл его в том, что любой гражданин может открыть в информационной системе ЦБ электронный кошелек, куда будут начисляться деньги, ими можно будет расплачиваться через приложение без посредничества банков.

    Татьяна Карташова, Общественная служба новостей