Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(107) "
  • Интервью и выступления
  • " }

    Закупку подержанной техники за рубежом предлагают прекратить

    14.05.2021
    Анатолий Аксаков объяснил, чем чревато использование бывшей в употреблении рухляди

    Российскому рынку инвестиций поможет отмена некоторых ограничений, которые мешают организовать «Фонд фондов» для развития перспективных технологий, убеждён председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Он также рассказал «Парламентской газете» о том, почему стоит поставить заслон бывшей в употреблении технике из-за рубежа.

    - Анатолий Геннадьевич, только что вы внесли в Госдуму проект поправок в законодательство об инвестиционных товариществах. Для чего они необходимы?

    - Существует механизм, при котором средства разных инвесторов объединяются для реализации какого-либо проекта, но при этом не образуется новое юридическое лицо. Сейчас в этой сфере много избыточных ограничений, например, инвестиционным товариществам положено иметь только общее имущество. Поправки вносятся в закон «О рынке ценных бумаг» и ещё кое-какие документы. В проекте я предлагаю предусмотреть возможность создания товариществ с обособленным имуществом, но с условием, что при заключении договора управляющим товарищем будет АО «Управляющая компания Российского фонда прямых инвестиций», либо его дочернее или зависимое общество. То есть договоры инвесттоварищества с обособленным имуществом будут создаваться сознательно и иметь такой статус в силу особенностей взаимоотношения между товарищами. Замечу, что состав товарищей-вкладчиков, размер их вкладов и доли, а также инвестиционная стратегия обособленных имуществ могут различаться.

    Ещё в числе мер — снятие ограничения по количеству участников договора и отмена предельного срока его действия.

    Всё это заметно облегчит создание так называемого «Фонда фондов» с участием государства и частного бизнеса, который будет инвестировать в перспективные промышленные и инфраструктурные технологии.

    - 13 мая стало известно, что комитет, который вы возглавляете, принял решение создать рабочую группу по исламским финансам. Что сейчас мешает такому финансированию в нашей стране?

    - Как раз рабочая группа и должна в этом разобраться. В своё время я этот вопрос отрабатывал, и по той информации, которая есть, исламские финансы вполне могут использоваться в рамках закона «Об инвестиционных фондах», никаких ограничений там нет. Но группа депутатов, включая членов нашего комитета, не совсем с этим согласна. Они считают, что кое-что надо поменять, добавить специальный раздел в профильный закон, который будет посвящён так называемым альтернативным финансовым инструментам.

    Такая инициатива есть, тема активно продвигается, — парламентарии встречались с заинтересованными финансистами из ОАЭ, Турции и из Индонезии. Поэтому и договорились, что посмотрим вместе с Центробанком и Минфином, какие предлагаются рецепты по изменению законодательства, чтобы простимулировать приток средств через исламские инструменты в нашу экономику.

    Справка
    В исламском банкинге содержится ряд запретов и ограничений. Например, нельзя выплачивать проценты, запрещены сделки с условиями неопределённости, финансирование игорного бизнеса, производства свинины, алкогольной продукции. Необходимо идентифицировать лежащие в основе сделки реальные активы.

    - 12 мая в Госдуме выступал глава Правительства Михаил Мишустин. Когда после отчёта вы задали премьеру вопрос по поводу импортозамещения, его ответ вас удовлетворил?

    - Самое главное, что премьер подтвердил — в кабмине готовы отрабатывать наши предложения по стимулированию импортозамещения. Такие предложения уже есть, они касаются и повышения коэффициента утилизационного сбора, и установления требований по входу на рынок, аналогичных тем, что имеются у наших иностранных партнёров. Это в том числе требования по сертификации продукции. У нас слишком простой вход для внешних поставщиков и одновременно слишком затруднён выход для наших производителей на внешние рынки.

    У нас слишком простой вход для внешних поставщиков и одновременно слишком затруднён выход для наших производителей на внешние рынки.

    Кроме того, пора продумать механизм, который бы поставил заслон поставкам бывшей в употреблении техники, которая к нам идёт в больших объёмах.

    - То есть к нам попадает и какое-то время эксплуатируется то, что должно было отправиться в утиль?

    - Именно. В погоне за низкой ценой многие предприниматели покупают технику, не думая о том, что это риск для здоровья и жизни. Фактически страна превращается в свалку для использованного оборудования — станков, легковых автомобилей, прицепов, автобусов. Зачастую они опасны для использования, в том числе потому, что нет должной проверки качества оборудования, поставляемого в Россию. В результате возникают всякие неприятные ситуации на производстве, автоаварии.

    - Но ведь и покупается такая техника для регионов из-за того, что она дешёвая, а отечественные аналоги по адекватной цене не приобрести, есть серьёзные замечания по качеству.

    - Те, кто продвигает позицию, противоположную нашей, как раз на это и упирают. Уверен, что тут точно есть ряд вопросов, которые надо отрегулировать. Давайте посмотрим на восточных соседей. Китайцы оказывают большую помощь своим производителям, которые экспортируют свою продукцию. Порой она продаётся ниже себестоимости, но затраты в значительной степени компенсируются государством. За счёт демпинга они «убивают» наших производителей. А захватив рынок и задушив конкурентов, увеличивают цены и диктуют условия.

    У нас есть проекты, которые реализуются с участием государства. Например, трасса «Таврида» строилась на бюджетные деньги, потрачены миллиарды рублей, но почему-то использовались не российские бульдозеры, а импортные, хотя наши не хуже. Резонный вопрос — почему государственные деньги уходят на технику, которая производится не в России. Получается, что мы косвенно субсидируем зарубежного производителя! Значит, стоит ставить условия, что наши дороги должны строиться прежде всего при помощи отечественной техники. Если нет аналогов, — то пожалуйста, берите за рубежом.

    Дмитрий Гончарук, «Парламентская газета»