Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    Горячие деньки

    10.07.2010
    Журнал "Профиль" подвел итоги деятельности банкиров и чиновников за второй квартал этого года и составил список властителей больших финансов.

    Температура в российской столице бьет рекорды, а активность властных кругов не снижается: экономические фо-румы и статусные бизнес-тусовки сменяют друг друга, бодрые заявления и прогнозы чиновников заполняют СМИ, за окном кипит работа по улучшению российского инвестиционного климата. Ка-жется, до создания на столичной земле Международного финансового центра рукой подать. Впрочем, есть и скептики, и главный из них - самый сведущий в финансовых вопросах чиновник - Алексей Кудрин: он не устает делать отрезвляющие заявления о со-стоянии российской экономики и ее уязвимости, причем использует порой весьма резкие выражения. Одно из последних - необходимое для бюджета повышение пенсионного возраста россиян. И хотя восторга такие заявления в народе не вызывают, в среде финансистов авторитет продлевающего молодость Кудрина растет - вместо 3-го главе Минфина теперь достается 1-е место.

    С выходом страны из кризиса вопросы макроэкономики выходят на первый план, отодвигая в тень денежно-кредитную политику. Об этом косвенным образом свидетельствует некоторое снижение рейтинга ключевых топов ЦБ. И в первую очередь председателя Сергея Игнатьева (2-е место вместо 1-го). Зато министры экономического блока правительства укрепляют позиции: вслед за Кудриным поднялась в рейтинге глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина (3-е вместо 4-го). И лишь за ней идут первые зампреды ЦБ Алексей Улюкаев (4-е вместо 2-го) и Геннадий Меликьян (сохранил 5-е место).

       Впрочем, было бы явным преувеличением утверждать, что руководители Банка Рос-сии в последние месяцы бездействовали. Они по-прежне-му активны, в частности руководство ЦБ постоянно стра-щает банкиров отказом от поблажек и переходом к докризисной жесткости в надзоре.

    Позиция руководителя ФСФР Владимира Миловидова осталась прежней (6-е место). Хотя роль ведомства повышается, с Банком России регулятору фондового рынка пока тягаться сложно - не те масштабы. Зато заметно укрепил свои позиции руководитель АСВ Александр Турбанов (7-е вместо 9-го). Недавно он отчитался об итогах оздоровления рухнувших в кризис банков: из 14 санируемых "подопечных" 5-6 уже выполняют нормативы ЦБ, и в некоторых из них процедура санации может завершиться досрочно.

    Замыкают десятку самых влиятельных финансовых чиновников опять же представители ЦБ: первый зампред Георгий Лунтовский (8-е вместо 10-го) и зампред Виктор Мельников (9-е вместо 7-го), а также руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко (10-е вместо 8-го). Но возможности главного защитника прав потребителей эксперты явно недооценили: ведомство заявило, что теперь будет не только выявлять, но и пресекать "факты непрекращающихся со стороны отдельных банков не-добросовестных практик в области потребительского кредитования, выражающихся в допускаемых нарушениях установленных законом прав потребителей". А значит, связанным с розничным кредитованием банкам следует готовиться к новым проверкам с пристрастием.

    Переходим теперь непосредственно к банковскому олимпу и населяющим его лицам. Начало лета выдалось особенно жарким для глав публичных банков: в июне им пришлось держать ответ перед акционерами, разгневанными падением курса бумаг. Президенту Сбербанка Герману Грефу (сохранил 1-е место) удалось сгладить негативное впечатление, банк показал приличную отчетность за прошлый год, но переживаний добавили появившиеся накануне слухи о продаже принадлежащей ЦБ доли в банке. Впрочем, Греф быстро развеял домыслы, но на всякий случай прикупил акций розничного монополиста.

    Собрание акционеров другого публичного банка, ВТБ, наделало больше шуму из-за громких обвинений в адрес руководства. Но шеф структуры Андрей Костин (2-е вместо 4-го) выдал ряд громких заявлений, встретился с премьером Путиным и зарабо-тал очки.

    Глава ВЭБа Владимир Дмитриев тем временем теряет баллы (3-е вместо 2-го): финансовая система страны уже меньше нуждается в поддержке государства, и окрепнувшие банкиры реже ходят к рас-пределителю госденег на поклон. Зато председатель совета директоров МДМ-Банка Олег Вьюгин демонстрирует успехи (4-е вместо 6-го): по итогам первого квартала возглавляемая им структура показала высокую доходность, уступив лишь Сбербанку, а сам экс-чиновник в статусе финансового гуру активно цитируется прессой.

    Глава правления Газпромбанка Андрей Акимов (5-е вместо 4-го) недавно продал свой скромный "опционный" пакет, выручив за него далеко не скромную сумму. Причины, толкнувшие главу газпромовского банка избавиться от бумаг, не известны - возможно, сильно урезанное по итогам 2009 года вознаграждение членов правления.

    Президент розничной "дочки" ВТБ Михаил Задорнов (6-е вместо 7-го) прошел испытание кризисом - еще бы, бывший министр финансов все-таки - и в начале июня перезаключил трудовой договор еще на пять лет. Из-за укрепления позиций госбанкиров понес потери представитель частного банкинга - Петр Авен (7-е вместо 3-го), хотя сам Альфа-банк недавно получил повышенный рейтинг от S&P.

    Глава ЮниКредитБанка Михаил Алексеев (8-е вместо 11-го) за прошедший период вошел в совет директоров биржи ММВБ, а основатель "Тройки Диалог" Рубен Варданян (сохранил 9-е место) активно участвовал в обсуждении проекта российской Кремниевой долины, которая хоть и не имеет прямого отношения к курируемой Варданяном бизнес-школе "Сколково", но носит то же название.

    Следующие два места достались главам двух банковских ассоциаций - Анатолию Аксакову (10-е вместо 12-го) и Гарегину Тосуняну (11-е вместо 10-го). Оба защищают интересы кредитных организаций, но первый делает это все же активней. Поднялся в рейтинге совладелец ФК "Уралсиб" Николай Цветков (12-е вместо 14-го), хотя недавно ему и пришлось покинуть совет директоров "ЛУКОЙЛа". А вот совладельцу МДМ-Банка Игорю Киму (сохранил 13-е место), видимо, скоро придется потесниться: он освобождает кресло предправления. Официальная версия - завершение сделки по объединению принадлежащего ему УРСА Банка с МДМ.

    Глава банка МФК Александр Попов (14-е вместо 15-го) может быть доволен: в конце апреля банк привлек новых акционеров из российской "сотни" Forbes и существенно нарастил капитал. На кадровые уступки пришлось пойти уже бывшему президенту ММВБ Константину Корищенко (15-е вместо 8-го), он освободил кресло Рубену Аганбегяну - выходцу из "Ренессанс Капитала", сыну академика-экономиста Абела Аганбегяна. Говорят, Корищенко, за которым пока остается должность гендиректора биржи, поплатился за нерасторопность в деле слияния ММВБ и РТС. Теперь созданием объединенного бир-жевого холдинга займется че-ловек с рынка. А основной акционер "Ренессанс Групп" Стивен Дженнингс (16-е вместо 17-го) имеет основания для гордости: какие кадры выращивает!

    Глава Росбанка Владимир Голубков (17-е вместо 10-го) несколько сдал позиции, но, может, и ненадолго: он получит шанс стать руководителем крупнейшего частного банка страны. Процесс объединения всех российских "дочек" французского Societe Generale уже запущен. Тем временем предправления Райффайзенбанка Павлу Гурину (сохранил 18-е место) приходится оправдываться из-за затянувшегося поглощения приобретенного австрийцами еще в 2006-м Импэксбанка.

       Аутсайдерами нынешнего рейтинга финансистов стали предправления Промсвязьбанка Александр Левковский (19-е вместо 16-го) и владелец "Русского стандарта" Рустам Тарико (20-е вместо 19-го). В первом случае сказались неважные финансовые результаты банка за 2009 год, озвученные на июньском собрании акционеров, - убыток в 2,96 млрд рублей пришлось закрывать прибылью прошлых лет. А г-н Тарико отдалился от финансового мира и теперь занят "алиментными" тяжбами с бывшей гражданской женой. Воевать есть за что: предприниматель занимает 47-ю строчку "золотой сотни" Forbes - но как бы со всей этой борьбой и вовсе не выпасть за пределы следующего рейтинга, который "Профиль" посвятит анализу летних достижений воротил финансового мира. Посмотрим!

      

    Рейтинг влиятельности российских финансистов на 1 июня 2010 года


    Рейтинг влиятельности чиновников-финансистов (на 1 июня 2010 года)

    Как составлялся рейтинг

    Рейтинг влиятельности финансистов и чиновников составлен на основе опроса 49 экспертов: финансистов, специалистов информационно-аналитических служб и компаний, проживающих в российских городах-миллионниках.

    Опрос проведен журналом "Профиль". Экспертам предложили дать оценку деятельности представителей российского банковского сектора и чиновников, курирующих финансовую сферу, по 5-балльной системе.

    Рассматривался период с марта по июнь 2010 года. Максимальная оценка - 5 баллов, минимальная - 1 балл. Количество упоминаний в СМИ - подсчет ИА "Интегрум" за второй квартал. При составлении рейтинга каждый критерий оценки в зависимости от значимости получает определенный вес (см. "Коэффициенты расчетавеса критериев").

    Коэффициенты расчета веса критериев

    • Успехи в бизнесе/Профессиональные успехи 0,2
    • Влияние на финансовые процессы в стране 0,2
    • Агрессивность проводимой политики 0,1
    • Поддержка госструктур/Влияние в госструктурах 0,2
    • Знание узкопрофессиональных вопросов 0,1
    • Взаимодействие со СМИ 0,1
    • Известность в зарубежных деловых кругах 0,1
    журнал «Профиль»