Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    К 1 сентября закон о Национальной платежной системе внесут в Госдуму

    23.06.2010
    Развитию российской национальной системы пластиковых карт и предоставлению государственных услуг в электронном виде была посвящена конференция, прошедшая в Москве 22 июня под эгидой РСПП, АРБ и Ассоциации региональных банков России (Ассоциации «Россия»).

    Открывая ее, исполнительный вице-президент, руководитель рабочей группы РСПП по вопросам Национальной системы платёжных карт (НСПК) Александр Мурычев подчеркнул, что рекомендации РСПП по законопроекту о НСПК направлены в заинтересованные ведомства и ряд положений этого документа приняты.

    «Речь идёт об оплате государственных услуг в электронном виде в масштабе всей страны, и для лучшего внедрения системы необходимо, чтобы она была гибкой и универсальной. Закон о НСПК сегодня отложен, передан в Администрацию Президента РФ для доработки. Также в рабочей стадии находится и закон об общих принципах предоставления государственных и муниципальных услуг. Мы должны приложить все усилия к тому, чтобы глава о НСПК, выпавшая из этих законопроектов, не затерялась», - предложил А.Мурычев.

    Член Комитета по финансовому рынку Государственной думы ФС РФ, президент Ассоциации «Россия» Анатолий Аксаков хотел бы, по его словам, видеть общенациональную систему электронных платежей комфортной, безопасной и дешёвой для массового потребителя, чего невозможно добиться без конкуренции.

    «Следует понуждать организации внедрять систему оплаты товаров и услуг по пластиковым картам. Сегодня даже в центральных крупных торговых центрах принимают к оплате какую-нибудь одну карту, что противоречит закону о защите конкуренции, но ФАС РФ и Роспотребнадзор относятся пока к таким фактам весьма либерально», - сообщил А.Аксаков.

    При вводе НСПК важно, по его мнению, сократить наличный оборот, что увеличит налоговые платежи в бюджет.

    «Следует также создать приемлемые налоговые стимулы для предпринимателей, оплачивающих товары и услуги пластиковой картой. Субъектам федерации возможно предоставить право устанавливать для таких предпринимателей льготу по налогу на прибыль или какому-нибудь другому налогу, который идёт в местный бюджет», - предложил А.Аксаков.

    По его мнению, пластиковыми картами при вводе НСПК ограничиваться не стоит, потому что карта представляет собой «вчерашний день». Скоро оплату многих услуг можно будет осуществлять непосредственно с личных мобильных телефонов, и потому закон о развитии НСПК не только не должен сдерживать введение подобных инноваций, но и способствовать ему.

    Старший вице-президент ЗАО «Компания ТрансТелеКом», заместитель руководителя рабочей группы РСПП по вопросам Национальной системы платёжных карт Виктор Пярин отметил, что ТрансТелеКом уделяет большое внимание вопросам построения информационного общества, активно участвует в деятельности рабочей группы РСПП.

    «ТрансТелеКом» (ТТК) является многолетним спонсором форума «Интеллектуальные карты России», стартовавшего в 1995-ом году, когда в перспективы пластиковых карт в стране верилось с большим трудом.

    Самым масштабным инвестиционным проектом ТТК является, по словам В.Пярина, создание единой телекоммуникационной системы МВД РФ. Также ТТК по праву гордится системой электронного документооборота, созданной для ОАО «РЖД».

    «Мы также разработали проект встраивания в мобильные телефоны модуля NFC, позволяющего не только пользоваться электронными услугами, но и платить за них. Считаем, что таким образом можно будет платить и за госуслуги. По крайней мере, оплата за проезд в общественном транспорте уже смоделирована нами на основе представленной технологии», - считает В.Пярин.

    По его мнению, зацикливаться на пластиковых картах как единственных инструментах оплаты действительно не стоит.

    Директор Департамента финансовой политики Министерства финансов РФ Сергей Барсуков сообщил, что именно Минфин является разработчиком закона о национальной платёжной системе (НПС), а также законопроекта об изменениях в законодательные акты РФ в связи с вступлением в силу вышеуказанного закона. Изменения будут внесены, например, в закон о Центробанке РФ, банках и банковской деятельности, о несостоятельности и банкротстве, валютном регулировании.

    «Последняя версия нашего законопроекта доступна для обсуждения. В процессе ее обкатки мы успели успокоить иностранных операторов платежных систем в том, что дополнительных ограничений на трансграничные переводы не будет. Регулирование электронных денег будет осуществляться в облегчённом формате. К 1 сентября наш законопроект будет внесён в Государственную думу», - заявил С.Барсуков.

    По мнению Минфина, глава о НСПК не должна входить в законопроект.

    «Мы рассматриваем НСПК как обычного оператора платежной системы без всяких привилегий. Базовые требования к операторам определены законом о НПС, регулирующим общие положения. НСПК же следует регулировать отдельным законом», - полагает С.Барсуков.

    Регулирование НПС предполагается сделать в едином формате деятельности платёжных агентов. Универсальная карточка гражданина России будет обязательно содержать банковское приложение, а также приложение Пенсионного фонда РФ и Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). При утере гражданином универсальной карты она будет восстановлена за определенную плату. Первично карта будет выдаваться бесплатно, заключил С.Барсуков.

    Эксперт комитета СФ по финансовым рынкам и денежному обращению СФ, вице-президент Ассоциации российских банков Андрей Емелин заметил, что в ходе согласований осмысленность законопроекта о НПС повысилась кратно, но до 1 сентября любые предложения будут рассматриваться в рамках рабочей группы РСПП.

    «Мы считаем удачным решение вопроса об электронных деньгах. Операторы их не будут разрушать банковскую систему, подменяя ее собой. Также важна оговорка, что электронные деньги являются инструментом исключительно для физических лиц. У юридических лиц достаточно других инструментов, и ничего, кроме недобросовестных пользователей, в случае допуска юрлиц к электронным деньгам, мы не получим. Не говоря уже о сложностях контроля за ними», - полагает А.Емелин.

    Смущает в законопроекте предоставление права платежным агентам (ПА) права выдачи средств: статус ПА предполагает лишь приём их.

    «Распределение рисков при несанкционированных транзакциях в законопроекте весьма логично: оно начинается в точке уведомления о факте утраты карты и далее следует объяснимой стандартной процедуре, предусмотренной для таких случаев», - сообщил А.Емелин.

    Он, однако, считает печальным обстоятельством то, что глава о НСПК ушла из законопроекта о НПС.

    «Закон о государственных муниципальных услугах также не подразумевает никакого регулирования НСПК. Последнюю версию его без слёз читать невозможно. На шесть глав – тридцать две отсылочных нормы, в том числе к законодательным актам муниципальных образований. Мы уже направили своё заключение по этому поводу в заинтересованные органы», - продолжил А.Емелин.

    По его словам, нерационально объединять платные услуги с обязательной платой банкам, которые еще будут определяться по какому-то конкурсу. Большие проблемы в этом случае будут ждать россиянина сменившего место жительства или банк. Огромное количество вопросов возникнет и к реестрам универсальных карт, корректировке информации на них и процедурам с ними.

    «Как будут защищаться права граждан, кто будет основным бенефициаром данной системы, совершенно не ясно. Полагаем, гораздо проще принять закон в пяти главах, потому что в нынешнем виде закон попросту неработоспособен – в нем отсутствует концепция», - заключил А.Емелин.

    более подробная информация

    портал «Альянс-медиа»