Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    ESG-повестка в России: ожидания и реальность

    20.04.2021
    ESG-инвестиции, ESG-финансы и, в целом, общая ESG-повестка в нашей стране стала реальностью вот уже много лет. Хотя до построения работающей инфраструктуры для этого рынка и до появления класса соответствующих инвесторов, с одной стороны, и заёмщиков, с другой стороны, ещё необходимо какое-то время. Об этом говорили на прошедшей 19 апреля конференции «ESG-инвестиции и финансы».

    Организаторами онлайн-конференции выступила компания «Эмкварта», аналитический центр «БизнесДром», Национальное рейтинговое агентство. Партнером конференции выступил портал Finversia.ru. Мероприятие состоялось в рамках проекта «Онежский форум устойчивого развития: инвестиции, инновации, бизнес, среда».

    На пороге ESG-революции или – уже за порогом?

    Павел Самиев, председатель комитета «Опоры России» по финансовым рынкам, генеральный директор Аналитического центра «БизнесДром», отвечая на вопрос Игоря Мальцева, учредителя, управляющего директора Онежского форума устойчивого развития, управляющего партнёра Бюро Эмкварта и модератора конференции, заявил, что перспективы ESG-повестки в России будут зависеть от того, будут ли влиять ESG-факторы на стоимость денег:

    – А также на доступ эмитентов к рынкам капитала, на отношение клиентов. В мире это уже так – ESG-повестка уже содержательно влияет на деятельность компаний. Но в России это ещё не совсем так. При этом, мы на пороге ESG-революции.

    В свою очередь Алина Розенцвет, генеральный директор Национального рейтингового агентства, считает, что мы уже не на пороге:

    – Мы уже плотно вошли в эту дверь и видим большой интерес, который проявляют к теме наши компании. Пока, я бы сказала, что наши эмитенты прощупывают почву, прощупывают возможности.

    А ВЭБ РФ в теме уже давно, заявил Дмитрий Аксаков, вице-президент банка – банк «давно и глубоко» интегрировал ESG-повестку в свою работу:

    – Мы поддерживаем проекты по модернизации промышленности с тем, чтобы сделать её более экологичной. У нас также есть проекты по повышению энергоэффективности, по развитию чистой энергетики.

    Эксперт признал, что перевести российскую экономику на чистую энергетику быстро не удастся:

    – Но у компаний уже сейчас есть возможности реализовать проекты по уменьшению загрязнения окружающей среды – угольные фильтры, переработка попутного газа, например. Такие проекты мы поддерживаем. Стоит подчеркнуть, что это переходные проекты, а не зелёные.

    «Перевести российскую экономику на чистую энергетику быстро не удастся. Но у компаний уже сейчас есть возможности реализовать проекты по уменьшению загрязнения окружающей среды», – Дмитрий Аксаков, ВЭБ РФ

    «Зелёность», доходность и гринвошинг

    Приводит ли «зелёность» к более низкой ставке дохода для инвестора?

    – Однозначного ответа нет, мы постоянно обсуждаем этот вопрос. Однако, нужно понимать, что давление на компании, которые не соблюдают ESG-правила, очень высоко. И поэтому можно ожидать в будущем проблемы для тех, кто не думает об устойчивом развитии. Именно поэтому зелёные выпуски облигаций представляются нам более надёжными, чем аналоговые, заявил вице-президент ВЭБ РФ.

    Светлана Бик, руководитель экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» Infragreen.ru, директор по устойчивому развитию АО «Ситиматик», не согласилась с коллегой:

    – Мы видим, что доходность зелёных фондов выше, чем в среднем. В России, кстати, уже запущены два тематических БПИФа.

    Эксперт остановилась на проблеме гринвошинга (greenwashing). Речь идёт о случаях, когда компания выпускает зелёные облигации, но на деле не собирается достигать поставленных целей:

    – Это сегодня настоящий бич на Западе, очень большая проблема. Даже фонды под управлением BlackRock регулярно попадаются на гринвошинге.

    «Гринвошинг – это когда компания выпускает зелёные облигации, но на деле не собирается достигать поставленных целей. Даже фонды под управлением BlackRock регулярно попадаются на этом», – Светлана Бик, Infragreen.ru

    Светлана Бик призвала не повторять ошибки, и принять уже сейчас в России закон об аудированной отчётности.

    Она также привела в пример Сбербанк, который недавно выдал первый кредит, ставка по которому привязана к выполнению взятых заёмщиком экологических обязательств:

    – И кредитная ставка вырастет, если заёмщик не получит ESG-рейтинг, например.

    К работе над присвоением ESG-рейтингов необходимо допустить не только рейтинговые агентства, но и аналитические независимые центры, уверена Светлана Бик.

    Зелёная ипотека

    Светлана Золотарева, советник первого заместителя председателя Банка России, рассказала об активной работе регулятора в формировании ESG-повестки:

    – Участвуем в разработке национальных стандартов для устойчивого развития.

    Представитель ЦБ рассказала о реализованном проект по запуску на Московской бирже Сектора устойчивого развития, который сейчас представлен 11-тью зелёными и 4-мя социальными выпусками облигаций.

    Кроме того, Золотарева рассказала о подготовке к запуску зелёной ипотеки:

    – В основе такого инструмента должны лежать проекты по снижению выбросов CO2.

    Елена Феоктистова, управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП, рассказала о семействе индексов рейтингов устойчивого развития РСПП и Мосбиржи:

    – Мы уже не в начале пути, а давно едем быстро. Это уже не зелёный росточек, а целое дерево, потому что начинали мы эту работу ещё в 2014 году.

    «Пожертвовать частью своей прибыли»

    Михаил Автухов, заместитель председателя правления – руководитель корпоративно-инвестиционного блока Совкомбанка, поделился опытом своего банка в ESG-инвестировании.

    – Мы стали одним из первых банков в России, кто внедрил ESG-подход. У нас даже есть член наблюдательного совета в банке, который курирует данное направление. В этом году мы будем делать первый ESG-отчет.

    Банкир рассказал, что при анализе эффективности проектов в банке снизили требования по доходности для ESG-кредитов:

    – Мы пришли к тому, что готовы пожертвовать некоторой частью своей прибыли.

    Совкомбанка в 2020 году стал организатором первого выпуска социальных облигаций в России. В сентябре 2020 года банк стал организатором «вечных» облигаций РЖД.

    Всего в России выпущено ESG-облигаций на сумму в 151 млрд, из них на 100 млрд рублей выпустила бондов РЖД. 88% от объема этих выпусков организовал Совкомбанк.

    Михаил Автухов считает, что вкладом в ESG-повестку являются продукты банка:

    – Например, беспроцентная карта Халва, которая получила статус социального продукта. 82% владельцев этой карты имеют низкий или средний доход. По карте в России 22 тысячи партнёров, подавляющая часть из них – локальные магазины, ИП. Это тоже наш вклад в развитие малого предпринимательства.

    Совкомбанк стал организатором крупнейшего выпуска зелёных облигаций СФО РуСол 1. Ставка по выпуску составляет 3,4% в долларах, объём выпуска – $300 млн.

    Осведомленность компаний оставляет желать лучшего

    Елена Финашина, начальник управления устойчивого развития Московского кредитного банка, рассказала, что с этого года в банке действуют элементы управления ESG-рисками:

    – 40% наших инвесторов, как оказалось, готовы к более низкому спреду по ESG-инструментам. По зелёным выпускам премия в 2-3 раза ниже, чем по стандартным выпускам, но аудитория спроса на подобные инструменты продолжает расширяться.

    Эксперт также считает, что ESG-инвестиции – уже не модный тренд, а мейнстрим.

    Михаил Бабенко, директор программы «Зелёная экономика» WWF, вспомнил, как ещё в 2016 году в России появилась тема ESG.

    – И то, что есть сейчас – это небо и земля. Однако, к сожалению, не изменилась осведомлённость компаний о ESG-повестке. Не очень понимают, в чём разница между устойчивым развитием и ESG. И в чём разница между зеленым и низкоуглеродным следом. Например, атомная энергетика – ни разу не зелёная, но, возможно, низкоуглеродная.

    «ESG-повестка в Китае получила мощный импульс тогда, когда чиновникам надоело ездить по городу в масках – из-за грязных выбросов. В Китае процесс шёл через госрегулирование», – Михаил Бабенко, WWF

    Он привёл в пример опыт Китая:

    – Там история с ESG-инвестированием появилась тогда, когда чиновникам надоело ездить по городу в масках – из-за грязных выбросов. В Китае процесс шёл через госрегулирование.

    Василий Высоков, председатель совета директоров банка «Центр-Инвест», рассказал, что его банк входит в Топ-70 по активам в России:

    – Но если брать ESG-элементы, то мы входим уже в Топ-40. А по кредитам реальному сектору – уже в Топ-13.

    Банк «Центр-Инвест» публикует отчетность по устойчивому развитию с 2012 года, стал первым банком, который выпустил ESG-облигации. 2 тысячи вкладчиков банка открыли зелёные вклады.

    Рейтинги и инвестиционная привлекательность

    Виктор Четвериков, управляющий директор по проектам развития Национального рейтингового агентства, остановился на методике присвоения ESG-рейтингов, которые делает НРА.

    – Могу заявить, что подобные рейтинги способствуют инвестиционной привлекательности заёмщиков, это уже доказано.

    Представитель НРА также вспомнил, как Норильский Никель в последние годы – до памятной аварии – терял места в ESG-рэнкингах из-за того, что закрывал доступ аналитиков к части информации.

    НРА в октябре 2020 года получила статус верификатора по зелёным облигациям. Первая компания, которая получила рейтинг, стала УК «Тринфико» главным образом потому, что в компании есть иностранный акционер, который настоял на получении рейтинга. По прогнозу Четверикова, банки и ритейл будут в числе первых, кто будет получать ESG-рейтинги в ближайшие годы.

    ESG инвестиции: инструменты и инфраструктура

    Сомодератором сессии с таким названием выступил Арсений Поярков, президент аналитического центра «БизнесДром», член комитета «Опоры России» по финансовым рынкам.

    Александр Панкратов, президент Торгово-Промышленной палаты Республики Карелия, сделал презентацию комплекса инвестиционных проектов, объединённых общим названием «Арктическая зона России», и детально остановился на привилегиях для инвесторов – налоговых льготах, различных преференциях:

    – Арктическая зона – это крупнейшая зона свободной экономической зоны в мире. И у нас огромный потенциал для развития.

    Анатолий Аксаков, председатель комитета Государственной Думы по финансовому рынку, подчеркнул, что меняется сознание людей:

    – Люди сами выбирают бумажные пакеты вместо пластиковых, например. Покупают электромобили. Сознание потребителей меняется.

    Комитет Госдумы по экологии и охране окружающей среды рекомендовал депутатам принять в первом чтении правительственный законопроект об ограничении выбросов парниковых газов, сообщил Аксаков. Первое чтение состоится 20 апреля 2021 года:

    – Согласно документу, с 2024 года будут детально отчитываться компании, которые имеют более 50 тысяч тонн углеродных единиц выбросов в год.

    Глава Комитета сообщил, что сначала будут запущены пилотные проекты – по производству биопластика, например.

    «Когда эмоции вокруг ESG и мода закончится, аналитики начнут пристально изучать, что же стоит за каждой компанией в плане соблюдения ESG-обязательств. И тут начнётся самое интересное», – Ян Арт, Finversia.ru

    «Зелёные инвестиции – это не Грета Тунберг»

    Ян Арт, частный инвестор, финансовый советник, главный редактор портала Finversia.ru, считает, что самое интересное начнётся тогда, когда закончится «эмоциональный заказ» на ESG:

    – Когда эмоции вокруг этой темы поутихнут, закончится мода, аналитики и общественность начнут изучать, что же стоит за каждой компанией в плане соблюдения ESG-обязательств. Я предвижу большую ломку в этой связи у инвесторов и у эмитентов.

    Ярослав Кабаков, директор по стратегии Финама, заметил, что давление со стороны регуляторов и общества на бизнес возрастает:

    – И если компании не реализуют экологические проекты, если что-то не делается в рамках корпоративного управления, то это косвенный признак того, что у компании просто нет денег. И это плохо.

    Он согласился с тезисом Яна Арта о необходимости детального анализа углеродного следа, который оставляют компании:

    – Тесла не «дымит», но потребителем каких компаний она является? Правильных с точки зрения ESG? А что они делают с батареями? Тут много вопросов, и не только к Тесле.

    Эксперт считает ESG-тему живой:

    – С точки зрения новых продуктов эта очень живая тема, нам всем есть с чем работать, ведь «безответственных» производств в России очень много.

    Представитель Финама признал, что драйвером ESG-повестки выступают сласти:

    – Уже завтра со стороны правительств могут применяться ограничения для компаний, которые не будут соответствовать ESG-требованиям. Разворот системы происходит сверху – в эту игру играют политики и общественные организации, в первую очередь.

    Алексей Тараповский, управляющий партнёр Anderida Financial Group, поднял проблему инфраструктуры:

    – Как только в России будет готова инфраструктура, то инвестиции в зелёные инструменты последуют. При этом, большую роль в этом процессе будут играть харизматичные бизнесмены. Например, Илон Маск.

    Федор Чайка, Finversia.ru