Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    Продлить право на электронную подпись разрешили дистанционно

    17.03.2021
    Это сделано в интересах бизнеса, который оказался не готов к ужесточению правил подтверждения такой подписи

    С апреля 2021 года планировалось обязать владельцев усиленной неквалифицированной электронной подписи продлевать право на пользование ею через специальные удостоверяющие центры. Эти службы и портал госуслуг готовы к использованию новой системы в отличие от предпринимателей и их клиентов. Парламентарии пошли навстречу бизнесу и продлили возможность подтверждения электронной подписи дистанционно. Такой закон Совет Федерации одобрил на пленарном заседании 17 марта.

    Бизнес оказался не готов

    Документ разработан группой депутатов и вице-спикером Совета Федерации Николаем Журавлёвым. Изменения вносят в законы «Об электронной подписи» и «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля».

    В законе речь идёт о реализации статьи, касающейся выдачи квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, сообщил ранее глава Комитета Госдумы по финрынку, соавтор документа Анатолий Аксаков. По его словам, действующее законодательство устанавливает жёсткие правила по использованию электронной подписи при взаимодействии с государственными и муниципальными организациями, а также в работе бизнеса с клиентами. Например, планировалось установить с 1 апреля 2021 года, что продлевать такую подпись можно только в специальных удостоверяющих центрах.

    Аксаков отметил, что сейчас бизнес не готов к тому, чтобы внедрить современные и более жёсткие системы по работе с клиентами. «С точки зрения взаимодействия удостоверяющих центров с порталом госуслуг, системы подготовлены в плане их защиты, безопасности, — сказал депутат. - А вот с точки зрения взаимодействия бизнеса с клиентами эти системы пока ещё не налажены». К тому же личный визит в удостоверяющий центр при каждой смене ключа электронной подписи создаёт необоснованные риски для здоровья в условиях пандемии.  

    В связи с этим законодатели переносят на следующий год требование о личном подтверждении электронной подписи. Предполагается, что продлевать её в удостоверяющих центрах нужно будет начиная с 1 января 2022 года, сообщила на пленарном заседании Совета Федерации первый зампред Комитета палаты по конституционному законодательству и госстроительству Ирина Рукавишникова. А в течение 2021 года продлить право на использование такой подписи можно дистанционно. Выдавать сертификаты ключей проверки будут без присутствия человека, через единую систему идентификации, с которой взаимодействует удостоверяющий центр.

    Где используют цифровую подпись?

    Электронная цифровая подпись (ЭЦП) выглядит как USB-флешка. Внутри неё хранится сертификат ключа проверки — набор символов, который является вашим идентификатором. Предполагается, что владелец носит ЭЦП с собой или хранит в недоступном для посторонних месте, как печать. Выдают ЭЦП удостоверяющие центры, аккредитованные государством и имеющие лицензию. Чтобы получить подпись, нужно обратиться в центр, заполнить анкету и подписать согласие на обработку персональных данных.

    Срок изготовления ЭЦП обычно не более трёх рабочих дней, а стоимость услуг по её изготовлению зависит от области, в которой её будут применять, и от степени защиты. Различают три вида подписей. Простую чаще всего используют физические лица. Её можно поставить на документ путём введения специального кода, который предоставляет удостоверяющий центр. Усиленную неквалифицированную подпись получают в результате криптографического преобразования информации. А усиленная квалифицированная является аналогом предыдущей, однако при её создании используются специальные коды шифрования, которые сертифицированы ФСБ.

    Использовать электронную подпись можно при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных или муниципальных услуг. Обладатель подписи может взаимодействовать с госучреждениями, не выходя из дома, участвовать в аукционах и закупках, зарегистрировать юрлицо или ИП, оформить патент на изобретение, подать заявление в вуз или в ЗАГС, оформить онлайн-заявку на кредит. Чтобы проставлять ЭЦП, нужно установить на компьютер или ноутбук лицензионное программное обеспечение, полученное в удостоверяющем центре.

    Мария Соколова, «Парламентская газета»