Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    В Госдуме хотят продлить кредитные каникулы и после пандемии

    27.01.2021
    В комитете Госдумы по финансовому рынку разрабатывают законопроект, позволяющий заемщикам уходить на кредитные каникулы даже после завершения пандемии коронавируса. Как сообщил глава комитета Анатолий Аксаков, документ будет внесен в парламент в ближайшее время.

    «Мы сейчас готовим законопроект, который дает возможность при определенных жизненных обстоятельствах кредитные каникулы получать не только в пандемический период, но в любой период времени​​​. Но для этого должны быть определенные объективные условия», – рассказал депутат в эфире радио «Комсомольская правда».

    Он уточнил, что критерии получения кредитных каникул в настоящий момент прописываются авторами документа.

    Справка «Фингазеты»
    Закон о кредитных каникулах для заемщиков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации в связи с распространением коронавируса, был принят в России в апреле прошлого года. Он позволяет давать отсрочку по обслуживанию кредитов физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, чьи ежемесячные доходы упали более чем на 30%. Такое же право получили представители малого и среднего бизнеса (МСП) из отраслей, наиболее пострадавших от пандемии.
    По данным Центробанка, с начала кризиса за реструктуризацией займов обратились почти три миллиона россиян, в свою очередь финансовые организации предоставили отсрочки только по 1,79 миллиона кредитов суммарно на 807 миллиардов рублей.
    Как подчеркивала весной прошлого года председатель Банка России Эльвира Набиуллина, «каникулы – не прощение долга, а отсрочка платежа, перенесенная в будущее». Тем не менее, в ноябре 2020-го, когда подавляющее количество каникул истекли, 25% заемщиков так и не смогли вернуться к старому режиму обслуживания кредитов.

    Экономист, кандидат юридических наук Владимир Нечитайло опасается, что реализация инициативы Анатолия Аксакова о пролонгации кредитных каникул на «постпандемийный» период не только усугубит статистику невозврата, но и отрицательно скажется на закредитованности граждан.

    «Доходы россиян за прошлый год, как говорится, “пробили дно”, многие работодатели вынуждены увольнять своих сотрудников из-за невозможности дальше им платить зарплату. Понятное дело: какими бы ни были критерии, которые сейчас разрабатывают [в комитете Госдумы по финансовому рынку – «Фингазета»], но все эти люди, которые пострадали [во время пандемии] получат право на кредитные каникулы. Вместе с тем, экономика с огромным напряжением возвращает утраченные позиции: восстановлению мешает “вторая волна” коронавируса. А ведь никто не может застраховать от того, что не будет третьей волны, четвертой… А, значит, в банки будет возвращаться все меньше денег, будет расти закредитованность граждан, а “замороженные” на каникулы деньги, будут неподъемным балластом для финансовых организаций», – полагает он.

    Однако председатель правления кредитно-потребителького кооператива «Обновление» Михаил Дорофеев сомнений коллеги не разделяет: «Любые проблемы в экономике, которые возможны в силу их циклического характера, могут приводить к снижению кредитоспособности заемщиков. Но банки будут готовы рассматривать каждый эпизод при подаче заявки на предоставление кредитных каникул в индивидуальном порядке, и вряд ли будут приветствовать, если эта возможность будет носить регулярный характер, а перечень критериев окажется слишком широким».

    Эксперт отмечает, что пандемия коронавируса соответствовала критериям «объективных условий», а потому отечественные финансовые организации не противились апрельским нововведениям, поскольку одновременно с кредитными каникулами Банк России пошел на существенные послабления в плане регулирования.

    «Закрепление возможностей дальнейшего получения кредитных каникул на законодательном уровне может сместить баланс интересов в сторону заемщиков, и повлечь за собой пересмотр сложившихся бизнес-моделей кредитных учреждениий. Банки будут вынуждены ужесточить стандарты кредитования – повысить закладываемые в процентные ставки риски невозврата, и ограничить число потенциальных лиц, которые получат одобрение», – подчеркивает Михаил Дорофеев.

    В то же время он полагает, что анонсированные Анатолием Аксаковым нововведения могут привести к уменьшению объемов кредитования, по крайней мере, в кратко- и среднесрочной перспективе, пока банки не наработают достаточную статистику в отношении того, как закон о кредитных каникулах будет работать на практике. Это в первую очередь затронет необеспеченное кредитование, добавляет эксперт.

    «В условиях второй волны [пандемии], в первые две недели декабря число обращений граждан за реструктуризацией кредитов по сравнению со второй половиной октября выросло на десять процентов до 60,4 тысячи заявок. При этом, по данным Центробанка, доля просроченной задолженности на 1 декабря составляла 9,1%», – обращает внимание эксперт.

    Стоит напомнить, что к концу 2019 года доля розничных кредитов с просроченными платежами впервые с апреля 2013-го опустился до исторического минимума, составив 4,8%.

    В свою очередь генеральный директор платформы Rocketwork Анастасия Ускова убеждена: законопроект, который готовят в комитете Госдумы по финансовому рынку, сможет серьезно поддержать малый и средний бизнес в условиях коронакризиса.

    «По данным единого реестра субъектов МСП, на конец 2020-го насчитывалось 5,7 миллиона предприятий, тогда, как год назад их было больше на 200 тысяч – 5,9 миллиона. Таким образом, относительное падение составило всего около три процента. При этом положительную деловую динамику поддерживали самозанятые. Если учесть, что по прогнозам правительства последствия кризиса – низкий спрос, падение доходов, – перестанут влиять на экономику лишь к 2022-2023 году, бизнес продолжит нести убытки и закрываться. А, значит, без поддержки тут никак», – указывает эксперт.

    По мнению Анастасии Усковой, отсрочки по кредитам помогут МСП и самозанятым снизить долговую нагрузку и пополнить оборотные средства, которые могут пойти на развитие производств, поиск новых рынков сбыта, поддержку занятости.

    «Так что мы тут всеми руками “за”», – резюмирует она.

    Павел Еськов, Финансовая газета