Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    Аксаков оценил новации в «антиотмывочном» законодательстве

    13.01.2021
    Интересы добросовестных участников рынка не пострадают от новых «антиотмывочных» поправок, заметил ФБА «Экономика сегодня» председатель комитета Государственной думы РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

    В России введены новые правила, уточняющие порядок контроля за операциями с наличными деньгами и безналичными расчетами.

    Они предусматривают обязательный контроль за почтовыми переводами и снятием наличных, начисленных на баланс мобильного телефона на сумму от 100 тысяч рублей. Теперь будут контролироваться расчеты наличными и безналичными по сделкам с недвижимостью на сумму от 3 миллионов рублей. Однако в ЦБ считают, что революционных изменений не происходит.

    Субъекты исполнения «противолегализационных» требований сохраняют обязанность представлять финансовому мониторингу сведения об исчерпывающем перечне операций. Их список и минимальная граница в 600 тысяч рублей не изменились.

    Целью изменений в ЦБ назвали снижение нагрузки на финансовые институты при информировании по операциям, подлежащим обязательному контролю. В обновленном федеральном законе они разделены по характеру и специфике деятельности.

    Россия продолжает системную борьбу с теневой экономикой и коррупцией, а ажиотаж по этой новости связан с тем, что на дворе «коронакризис», из-за которого любые изменения в финансовой сфере воспринимаются нервно.

    Добросовестные участники изменения не заметят

    «Для добросовестных участников рынка данный закон будет абсолютно незаметным. Речь идет о предоставлении информации в службу Росфинмониторинга: новый порядок расширяет и даже уменьшает перечень данных, которые организациям надо будет передавать властям по их финансовым действиям», - констатирует Аксаков.

    Для законных сделок проблем не будет, а проведение операций с коррупционным и криминальным капиталом осложнится. Перед нами логичное развитие правительственной политики по борьбе с теневой экономикой.

    «Нововведения касаются закона, который направлен на борьбу с капиталами, полученными преступным путем. Нормы нацелены на противодействие сомнительным операциям и на выявление игроков, которые совершают сделки, основанные на коррупционной составляющей. Теперь такие действия станет проводить сложнее», - резюмирует Аксаков.

    Анализ сделок позволяет хорошо выявлять сомнительные капиталы и эффективно бороться с коррупцией. Такой подход дает на выходе больший результат, чем ловля коррупционеров за руку.

    «Например, по сделкам с недвижимостью: если человек, не имеющий доходов или с низкими доходами, покупает жилплощадь, которая стоит многие миллионы рублей, то у Росфинмотиронга возникает естественный вопрос - откуда у гражданина деньги на оплату дорогостоящих покупок. Аналогичный порядок и по другим прецедентам», - заключает Аксаков.

    «Коронакризис» внес коррективы

    Россия в 2010-е годы целенаправленно снижала долю теневой экономики и объемы коррупции, систематически боролась с различными серыми схемами. Для этого проводилась финансовая политика, усиливавшая контроль за сделками.

    Однако в 2020 году случился «коронакризис», который спутал карты и обострил ситуацию в экономике.

    «Ситуация радикально не изменилась: ничего драматического на рынке не произошло, мы видим, что доля безналичных платежей продолжает постепенно расти в товарно-денежном обороте. Россия движется в сторону легализации сделок, чему помогает цифровизация инфраструктуры и платежных продуктов», - констатирует Аксаков.

    Реформирование финансовой системы создало в РФ все условия, а крупные игроки больше не заинтересованы в уходе в теневую сферу.

    В 2020 году доля безналичных платежей в РФ преодолела отметку в 53,1%, а в течение года продолжила расти. Впервые порог в 50% был преодолен в четвертом квартале 2019 года, причем источником изменений стали розничные продажи.

    Порядка 52% платежей в российских магазинах совершаются по картам: «коронакризис» закрепил данный процесс.

    «В кризисный период денежная масса в России серьезно увеличилась. Такое произошло впервые, и это говорит о том, что часть бизнеса уходит в сделки, которые осуществляются наличными», - резюмирует Аксаков.

    Так делается, чтобы выйти из контролируемой зоны и не платить налоги. Аксаков считает процесс временным, но его надо тщательно контролировать. Такие тенденции оказывают большое влияние на российскую экономику.

    Дмитрий Сикорский, ФБА «Экономика сегодня»