Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    Нет кредитов – нет инфляции

    27.05.2010
    Сейчас банковская система посылает и позитивные, и негативные сигналы. Среди позитивных - снижение оттока капитала, процентных ставок и инфляции. Ведь как пошутил Анатолий Аксаков, если нет кредитов, то нет и инфляции.

    20 мая в Финансовой академии при поддержке Ассоциации российских банков и Ассоциации региональных банков России (Ассоциация «Россия») прошла научно-практическая конференция «Банковская система России: уроки кризиса». С докладами выступили представители министерств и ведомств, банковского сообщества, а также ВУЗов. Открыл мероприятие Михаил Эскиндаров, ректор академии, который рассказал, что с марта этот ВУЗ стал университетом.

    Участники конференции отметили, что российская банковская система сейчас проходит один из сложнейших периодов своего развития. Глобальный кредитный кризис поставил под вопрос стабильность российской финансовой системы. По оценке большинства участников, предпринятые государством меры по борьбе с кризисом, были, в основном, правильными и своевременными и достигли своих целей, таких как поддержка ликвидности и предотвращение паники среди вкладчиков.

    Что касается 2010 года, то пока ситуация развивается весьма неоднозначно. Есть и позитивные, и негативные тенденции. К положительным изменениям можно отнести снижение уровня инфляции, уменьшение оттока капитала, снижение ставок по депозитам и по кредитам; к негативным – стагнацию кредитных портфелей, по-прежнему высокий уровень «плохих» долгов, рост расходов по реструктуризации активов.

    В первом квартале 2010 года в России практически не росли кредитные портфели, причем как у государственных, так и у частных банков. А вот депозиты предприятий нефинансового сектора продолжают находиться на историческом максимуме, вклады населения уверенно растут. Поэтому рано или поздно банки будут вынуждены выдавать новые ссуды. Главное, чтобы рост кредитования не был вынужденным явлением.

    Выступление Лианы Пепеляевой, депутата Государственной Думы, касалось проблемы «плохих» долгов. Как известно, во всем мире много средств было израсходовано на спасение банковской системы. Однако массового выкупа нигде не было. Если государство и спасало банки, то делало это точечно. При этом проблему «плохих» долгов все равно надо как-то решать.

    По словам Лианы Пепеляевой, из этой ситуации может быть два выхода. Необходимо создать государственный банк, фонд или агентство, которое будет заниматься проблемой просрочки. Второй вариант – сформировать такую отдельную структуру, как агентство по страхованию банков. «Плохие» долги опасны тем, что кредитные организации, скорее всего, не показывают в полной мере масштабы своих проблем, а также тем, что экономика нуждается в кредитовании, но ему не позволяет расти наличие «плохих» долгов.

    sobitie260510-250.jpgАнатолий Аксаков, президент Ассоциации «Россия», рассказал, что в этом году одной из ключевых тем будет проблема просроченной задолженности. По оценкам Ассоциации «Россия», просроченная задолженность составит 10%. При реализации пессимистического сценария возможен рост «просрочки» до 19%. Для сравнения, в кризис 1998 года уровень просроченной задолженности составлял 15%.

    По мнению Анатолия Аксакова, начиная со второго квартала, банки начнут активно списывать «просрочку». Активно участвовать в государственных программах по модернизации кредитные организации окажутся не в состоянии, поскольку им придется сосредоточиться на решении внутренних проблем. Как один из вариантов решения проблемы «плохих» долгов сейчас предлагается использование закрытых паевых инвестиционных фондов (ЗПИФ). Правительство относится к такому варианту негативно, поскольку их необходимо стандартизировать и ввести для них нормативы.

    В 2009 году число убыточных банков удвоилось. На 1 апреля число прибыльных кредитных организаций выросло приблизительно на сотню. Поэтому, по мнению Анатолия Аксакова, российская банковская система сейчас вполне твердо стоит на ногах. На вопрос, какова роль банков в снижении инфляции в России, председатель банковского сообщества ответил, что поскольку банки не кредитуют, инфляция снижается. Но если говорить серьезно, то инфляция в нашей стране обусловлена структурой экономики и монополией.

    Как представитель банковского сектора, Виктор Шпрингель, советник президента-председателя правления Связь-Банка, рассказал, что кризис 2008 года во многом носил внутренний характер. Крах Lehman Brothers был не причиной кризиса в России, а триггером. На тот момент российская экономика физически не могла переварить объемы денежных средств, которые приходили в последние годы. Ведь к началу кризиса за не самый крупный банк платили 4-4,5 капитала. При этом финансовая система отражает то, что происходит в реальном секторе.

    Кризис 1998 и 2008 годов – совершенно разные и по своей природе, и по своим результатам. Тогда, в конце девяностых был типичный кризис ликвидности. Сейчас мы наблюдаем кредитный кризис. Российская экономика впервые столкнулась с этим, хотя другие экономики видели уже не одно подобное явление.

    По итогам конференции участники выработали рекомендации по посткризисному развитию банковской системы России, которые касаются регулирования кредитных организаций, капитализации банковской системы, восстановления кредитования, формирования ресурсной базы и развития институциональной структуры банковского сектора.

    портал bankir.ru