Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    «Цифровой Крым» по-российски: что принесет крымчанам цифровое импортозамещение

    08.11.2019
    В Крыму объявили конкурс на создание транспортной карты для Армянска в рамках первого этапа проекта «Цифровой Крым», об этом в эфире радио «Спутник в Крыму» сообщил глава комитета Госдумы России по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Он напомнил, что конкурс должны были объявить еще в прошлом году, и признал, что проект отстает от сроков.

    Официально озвученная цель программы «Цифровой Крым», которую российские власти обещали запустить еще в 2018 году, – облегчить жизнь крымчан. В частности, позволить им заказывать и оплачивать базовые услуги с помощью смартфона. По мнению российского депутата Аксакова, программа также позволила бы компаниям, работающим на аннексированном полуострове, не попасть под санкции Запада. Для запуска проекта «Цифровой Крым» выбрали три города: Армянск, Евпатория и Ялта.

    Президент российского Фонда информационной демократии Илья Массух отмечает, что российская программа цифровизации также ставит себе задачу внедрить отечественное программное обеспечение взамен западного.

    Одна из целей – развивать цифровые технологии и делать их своими. Илья Массух

    – Одна из целей – развивать цифровые технологии и делать их своими, отечественными, а не применять западное. Второе – внедрение их в общественную жизнь, в производственную, в государственное управление. Конечно, по каждому направлению есть свои показатели, но для обывателя это выглядит так, что он перестает взаимодействовать с госорганами лично, в коммерческом секторе он использует безналичные платежи и интеллектуальные доставки товаров – и все это должно быть сделано преимущественно на отечественных технологиях. Основной упор в этой программе делается на регионах, и в принципе президент несколько раз говорил, что конечной точкой приложения должны быть люди на конкретной территории – регионы, муниципалитеты, повседневная жизнь.

    Илья Массух прогнозирует, что уже в следующем году строительство инфраструктуры для программы «Цифровой Крым» будет завершено.

    – В цифровой среде Россия выглядит очень неплохо, потому что для ее внедрения важно программное обеспечение, которое мы умеем создавать, и не так важна аппаратная часть, которую мы, к сожалению, потеряли. Так что сейчас идет перелом – не только в России, но и в мире – преимущества программной части над аппаратной. И здесь у нас есть неплохой шанс.

    В конце 2018 года премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил ТАСС, что объем финансирования национальной программы по развитию цифровой экономики превысит 1,8 триллиона рублей за ближайшие пять лет, причем более триллиона из них – это средства федерального бюджета. Руководитель представительства российской «Национальной ассоциации цифровой экономики» в Крыму Андрей Неукрытый объясняет, что именно предполагает российская программа цифровизации для полуострова.

    Сегодня вся документация по этому поводу подготовлена, поэтому каких-либо сложностей с внедрением не будет. Андрей Неукрытый

    – Она базируется на всей программе цифровой экономики Российской Федерации. Конечно, определенные элементы уже были внедрены в инфраструктурной части – это связь, Интернет. На практике сама программа включает в себя кадры для цифровой экономики, информационную инфраструктуру, информационную безопасность, цифровые технологии. Плюс нормативное регулирование и цифровое государственное управление. Внедрение всего этого в комплексе позволит государству, регионам и компаниям быть более технологичными… Тендер по Армянску объявлен с целью определить, кто будет оператором транспортной карты и кто будет внедрять все это оборудование. Сегодня вся документация по этому поводу подготовлена, поэтому каких-либо сложностей с внедрением не будет – по сути, это финальный этап.

    Андрей Неукрытый утверждает, что международный статус Крыма как оккупированной территории никак не влияет на реализацию программы, поскольку она исходит из законодательства России.

    – Что касается создания цифрового кластера в Евпатории – идея стандартная. У нас сегодня функционирует инновационный центр «Сколково», «Иннополис» в Казани, в Севастополе запускается IT-кластер. В Симферополе также планируется. Выбирается ряд площадок, так что если инвесторы рассматривают Евпаторию, это может быть Евпатория. Это вопрос именно подбора площадки, и инвесторы будут ключевыми, поскольку проект будет реализован не за государственные деньги, а за частные.

    Между тем в Киеве с этой осени внедряют Kyiv Smart Card – единую карточку для бесконтактной оплаты проезда в городском транспорте. Украинский урбанист, эксперт по транспортному планированию Дмитрий Беспалов рассказывает, с какими проблемами столкнулся проект.

    – Полноценного внедрения еще не произошло, то есть мы все еще в периоде исследовательской эксплуатации перед полноценной. Есть еще ряд вопросов в Киеве, которые нужно решить, но это требует изменений на высшем законодательном уровне. Например, как поступать с льготниками, которым льготы гарантирует государство, и Киев не может компенсировать этот проезд напрямую? Тяжело интегрировать туда частных перевозчиков – в Киеве более миллиона пассажиров перевозятся маршрутчиками, не заинтересованными в системе. Она прозрачно покажет их деньги, им это не нужно. Ищутся пути, как можно это решить. Если электронный билет не будет единым для всех видов транспорта, то система не будет полноценной, ей не будет удобно пользоваться всем горожанам. Я жалею, что Киев не заказал установку системы у провайдера с мировыми именем, хотя таких предложений было много.

    Дмитрий Беспалов указывает на то, что Одесса, Харьков и Львов планируют внедрять системы электронного билета за счет инвесторов, то есть не за бюджетные средства.

    В течение 2020 года мы получим полноценно работающие системы электронного билета. Дмитрий Беспалов

    – Кстати, в Киеве поставили эстонское оборудование – валидаторы для карточек, то есть все же использовали европейский опыт. Вообще, системы электронного билета запускаются и в других городах Украины – у нас есть очень хорошие примеры в Житомире, Ивано-Франковске, Львове. То есть можно сказать, что это повсеместно происходит по городам Украины, и в течение 2020 года мы получим полноценно работающие системы электронного билета.

    Украинский аналитик в области информационной безопасности Надежда Баловсяк полагает, что за планами России внедрить свое программное обеспечение в Крыму может стоять скрытая подоплека.

    Вопрос – как защищены данные в самом смартфоне, это вопрос цифровой грамотности пользователей. Надежда Баловсяк

    – Сама идея, конечно, замечательная, но дьявол, как говорится, кроется в деталях. Чем меньше государство вмешивается в обычную жизнь людей, тем лучше – а если оно начинает лезть в смартфоны даже под благовидной целью предоставить им оплату каких-то привычных вещей, то за этим могут быть и другие далеко идущие планы. Вероятно, речь идет об условном цифровом импортозамещении, то есть будут использоваться свои цифровые карты. Кроме того, если будет устанавливаться специальное приложение, то у него будет доступ к каким-то данным, и совершенно нет гарантии, что оно не получит доступа к чувствительной приватной информации вроде геолокации пользователя и другой информации, которую человек не хотел бы разглашать. Второй вопрос – как защищены данные в самом смартфоне, это вопрос цифровой грамотности пользователей.

    Надежда Баловсяк указывает на то, что в Эстонии в июне 2019 года разоблачили мошенников, которые подделывали цифровые личности с использованием Smart-ID, обманывая пользователей через SMS. По мнению аналитика, это говорит о том, что даже граждане западных стран с передовым цифровым опытом могут стать жертвами манипуляций.

    Меридиан Севастополь