Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    Выйти из тени: нужна ли самозанятым собственная гильдия

    25.01.2019
    24 января глава финансового комитета Госдумы Анатолий Аксаков предложил продлить мораторий на налог для самозанятых. Чем живут столичные самозанятые, выяснила «ВМ».

    Создание гильдии самозанятых обсуждают в Московской торгово-промышленной палате. Подобное объединение позволит эффективно защищать права новой категории предпринимателей. А также при необходимости разрабатывать и законодательные инициативы.

    Старший вице-президент Московской торгово-промышленной палаты Юрий Шарандин отметил, что на 1 января в Москве регистрацию прошли 330 человек.

    — Главной задачей введения закона является не наполнение бюджета, а вовлечение людей в легальную профессиональную деятельность, — подчеркнул Шарандин.

    Одной из таких зарегистрированных стала повар-кондитер Ольга Вашурина. Она получила статус самозанятой еще 5 января. И о своем решении не жалеет.

    — Полгода назад начали поступать звонки из налоговой службы. Тогда я решила, что пора легализоваться. Собрав документы, удалось стать индивидуальным предпринимателем (ИП), но это лишь усложнило работу. Надо было оформлять договоры с клиентами и иметь дома кассовый аппарат — это неудобно как для заказчиков, так и для меня. Когда вышел закон, я обрадовалась и сразу с помощью приложения зарегистрировалась, — рассказала кондитер.

    По словам Ольги Вашуриной, с помощью мобильного приложения она пробила первые двадцать чеков. А уже в следующем месяце ей на почту пришлют налоговую декларацию, которую нужно будет оплатить до 15-го числа. К слову, сделать эту операцию можно через мобильный телефон.

    Сейчас Ольга активно занимается своим делом и печет в неделю почти сто килограммов сладостей. Да и за налоги уже не переживает. А наоборот уговаривает таких же самозанятых оформить деятельность.

    — Поддерживаю идею создания гильдии. Это позволит решить многие юридические вопросы, которые возникают у представителей малого бизнеса. Уверена, что если нам будут оказывать поддержку, то скоро все самозанятые оформят свое дело официально, — добавила Вашурина.

    Всего в России, по оценкам экспертов, десятки миллионов самозанятых граждан. Что нужно сделать, чтобы вывести их из тени? По мнению кандидата экономических наук, старшего научного сотрудника Лаборатории исследований бюджетной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Сергея Белева, выходу из тени может способствовать понимание того, куда именно пойдут уплаченные налоги.

    — Это так называемое инициативное бюджетирование, которое подразумевает непосредственное участие самих налогоплательщиков. При этом граждане при уплате налога сами решают, на что он пойдет, например на развитие системы образования, здравоохранение или на благоустройство. Благодаря такой практике у самозанятых граждан пропадет страх перед уплатой налогов, зато появится смысл в том, чтобы их платить, — заявил Белев.

    Он отметил, что различные меры принуждения не будут эффективны.

    ПРЯМАЯ РЕЧЬ 

    Михаил Антонцев, председатель комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям: 

    — Раньше этим людям не приходилось отдавать государству часть своих доходов. Теперь закон их обязывает это делать. Логично, что сейчас они относятся к нововведению с недоверием. Нужно время, чтобы люди поняли, что уходить от уплаты налогов, не платить, но зарабатывать, теперь невозможно. А чтобы платить меньше и льготно, нужно соблюдать закон, тем более что это небольшое налоговое бремя. Нужно вести разъяснительную работу.

    КСТАТИ 

    Закон о самозанятых гражданах вступил в силу 1 января 2019 года. Он подразумевает, что предприниматели с доходом не более 200 тысяч руб лей в месяц и без наемных работников могут установить на свой смартфон приложение «Мой налог» и платить четыре процента с доходов при работе с физлицами или шесть процентов — с компаниями. Пока такой эксперимент действует в четырех российских регионах.

    Андрей Беляк, Елена Кульбак, Вечерняя Москва