Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    ЦБ ужесточает контроль за переводами через электронные кошельки и мобильные платежные приложения

    15.12.2018
    Иностранным электронным платежным сервисам запретят оказывать услуги гражданам России. Чтобы остаться на российском рынке, им придется создать здесь юрлицо и получить лицензию ЦБ на денежные переводы, после чего их добавят в специальный реестр. Такие требования устанавливают поправки в закон «О национальной платежной системе», внесенные в Госдуму группой депутатов. В числе авторов – глава комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков и первый зампред комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев, однако никто не скрывает, что законопроект был разработан при активном участии Центробанка.

    Инициатива значительно расширяет полномочия Банка России в регулировании платежной отрасли и ужесточает контроль с его стороны за деятельностью иностранных платежных систем (MoneyGram, Intel Express) и электронных платежных сервисов (AliPay, WeChat).

    Сохранить юрлицо

    Первый законопроект устанавливает новые требования к иностранным электронным кошелькам, направленные на обеспечение своевременных расчетов зарубежных поставщиков платежных услуг с российскими банками. Им запрещают проводить электронные платежи россиян без оператора платежной системы, зарегистрированного в реестре ЦБ.

    Сейчас на территории РФ функционируют иностранные платежные системы, зарубежные операторы которых заключают с российскими банками договоры об осуществлении трансграничных переводов денежных средств физлиц. Это, например, MoneyGram, Intel Express и другие. Изменения должны минимизировать риски в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, говорится в пояснительной записке.

    Для работы в России иностранным платежным системам придется также открыть здесь юрлицо и изменить свои правила в соответствии с российским законодательством – правила должны включать систему управления рисками и требования к защите информации, а также использование российской платежной инфраструктуры. За соблюдением требований будет следить ЦБ.

    Второй законопроект регулирует использование мобильных платежных приложений. Устанавливается обязанность для банков уведомлять ЦБ о начале использования Apple Pay, Samsung Pay, MirPay. Давать поставщикам платежных приложений доступ к сведениям, используемым для удостоверения права клиента распоряжаться денежными средствами, банкам будет запрещено. Использование приложения должно быть прописано в договоре с указанием всех рисков и ограничений.

    Кроме того, платежные агрегаторы, которые обрабатывают информацию по операциям с платежными картами в пользу торгово‑сервисных предприятий, приравняют к банковским платежным агентам. Расчеты с гражданами они будут проводить через специальный счет, а их деятельность будут контролировать ФНС и ЦБ.

    Сейчас в РФ действует около 40 тысяч таких агрегаторов, говорится в пояснительной записке.

    Банкам дается полугодовой срок на то, чтобы информировать ЦБ о договорах, заключенных с иностранными поставщиками платежных услуг, и 270 дней на прекращение трансграничных переводов денежных средств физлиц в рамках иностранных платежных систем, информация об операторах которых не включена в реестр ЦБ. Самим поставщикам и банкам дается 180 дней на приведение деятельности в соответствие с новыми требованиями и информирование регулятора.

    Изменения направлены на установление контроля и защиту интересов граждан, утверждают авторы инициатив. При этом широко используемые в России системы Visa, MasterCard, American Express, UnionPay или JCB под ужесточение не попадут, так как уже имеют операторов, зарегистрированных в России.

    Учет и контроль

    Внесенные ЦБ законопроекты имеют важное значение для обеспечения эффективности российской банковской системы, говорит доцент департамента менеджмента Финансового университета Валерий Алферов. Они закрывают одну из последних неподконтрольных российскому законодательству частей финансового рынка.

    «Существующая система иностранных платежных систем и электронных кошельков не несет ответственности перед гражданами в случае сбоев или возникновения у них финансовых проблем. Регистрация российских юридических лиц иностранных платежных систем обеспечит соответствие их деятельности всему российскому законодательству, в том числе и по банкротству. Кроме того, распространение особенностей банкротства участников рынка ценных бумаг на платежные системы (когда средства клиентов не включаются в конкурсную массу должников) позволит сохранить от их кредиторов средства граждан, находящиеся на специальных счетах в БПА», – пояснил он.

    Поправки носят протекционистский характер, так как в соседних странах перевод денег жестко регламентирован, отмечает руководитель подкомитета по экономической безопасности комитета по безопасности предпринимательской деятельности ТПП РФ Валентин Игнатьев.

    «С одной стороны, бесконтрольный перевод денежных средств оставляет лазейку для террористов и наносит некий не просчитанный ущерб экономике РФ. Однако, хотя в сопроводительных документах к законопроекту и указано, что правки не повлекут за собой расходы из бюджета РФ, нигде не просчитан экономический эффект на всю банковскую систему в целом, а соответственно, и косвенные расходы бюджета», – подчеркивает эксперт.

    В настоящее время существует достаточно большое количество механизмов контроля за денежными переводами, а наделение ЦБ дополнительными функциями и введение новых контрольных мер может усложнить и без того сложную ситуацию для граждан и бизнеса, полагает Игнатьев. Что же касается поправок о платежных приложениях, то они кажутся разумными и логичными, так как структурируют и приводят в порядок эту сферу.

    Императивное навязывание

    Новые правила позволят ЦБ еще более активно контролировать доходы граждан и юридических лиц, убеждена юрист Tenzor Consulting Group Светлана Ситдикова. Очевидно, что при разработке данного законопроекта учитывались и политическая ситуация с западными санкциями и их последствиями, и экономические предпосылки – необходимость популяризации отечественных аналогов платежных инструментов и систем, ведь карта «Мир» не пользуется особой популярностью. Кроме того, законопроект связан с присутствующей в последние годы тенденцией по борьбе с незаконными схемами по отмыванию доходов и обналичиванию денежных средств. Необходимость соответствовать новым требованиям, несомненно, потребует от иностранных платежных систем и инструментов дополнительных расходов, отметила она.

    Нововведение является императивным навязыванием, считает адвокат адвокатской конторы «Бородин и партнеры» Аким Ложковой. «Закручивание гаек по использованию иностранных инструментов – скорее, попытка контролировать денежные потоки россиян, которые в настоящее время с их помощью могут отчасти оставаться в тени», – пояснил он.

    В первую очередь политика развития национальных платежных систем любого государства нацелена на развитие собственных ресурсов, говорит Ложковой. Однако, по мнению юриста, от вводимых ограничений пострадают простые потребители, поскольку нынешнее быстрое функционирование и применение иностранных инструментов (оплата посредством телефона и т. п.) станет или недоступным, или неудобным. Выиграет же в первую очередь ЦБ и в целом вся банковская система, которая вновь сузит россиянам круг источников для потоков денежных средств.

    Марина Юршина, "Профиль"