Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    Зачет или галочка?

    21.11.2018
    Российские власти полны решимости как можно скорее принять закон, хоть как-то регулирующий сферу цифровых финансовых активов. Оправдана ли спешка?

    Страна, которая первой создаст полноценное правовое поле для финансов в «цифре», будет иметь колоссальное конкурентное преимущество на мировом рынке. Эту мантру повторяют многочисленные эксперты практически на всех мероприятиях, посвященных теме криптовалют, токенизации, смарт-контрактов и так далее. При этом ключевое слово в этом тезисе – «полноценное». Как ранее говорила Элина Сидоренко, глава межведомственной группы по оценке рисков оборота криптовалют в РФ, для того, чтобы создать соответствующие конкретные законодательные решения, разработчикам нужно осмыслить совершенно инновационную правовую философию, связанную с появлением криптовалютной субстанции.

    Не стоило мучиться

    В конце октября на форуме «Финополис-2018» Анатолий Аксаков, глава Комитета по финансовому рынку Госдумы презентовал российский законопроект о цифровых финансовых активах (ЦФА). Он предположил, что последнее – третье – чтение документ может преодолеть уже в ноябре этого года, а с начала 2019 года – вступить в силу.

    Таким образом, можно было бы предположить, что «новую философию» наши законодатели осилили. Так ли это? Или они решили не заморачиваться, максимально «облегчив» закон, убрав из него все сложные и спорные моменты?

    Как известно, из текущей редакции законопроекта изъяты понятия «криптовалюта» и «майниг», а также вопросы налогообложения. При этом появились не очень конкретные формулировки: «единица операционного учета», «цифровые права», «цифровые знаки».

    Проект закона о ЦФА вызвал неоднозначную реакцию экспертов и участников рынка. Многие оказались разочарованы получившейся на выходе редакцией. «По нашим оценкам этот вариант законопроекта практически исключает возможность эффективного развития криптоиндустрии в нашей стране», – обозначил позицию Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна (РАКИБ) ее президент Юрий Припачкин. «Закон называется «О цифровых финансовых активах», но в нем нет ни одного слова ни о цифровых, ни о финансовых, ни об активах», – приводят СМИ заявление Элины Сидоренко, сделанное на форуме Blockchain Life 2018, проходившем в первой декаде ноября в Санкт-Петербурге. Кроме того, по ее словам, принятие закона в том виде, в котором он прошел второе чтение, будет означать, что в России не будет свободной криптоэкономики, а вся система токенизации окажется под контролем Центробанка РФ.

    По мнению Анны Михайловой, младшего аналитика группы суверенных рейтингов и прогнозирования Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), отказ от использования в документе слов «криптовалюта» и «майнинг» приведет к тому, что статус криптовалют в России останется неопределенным. «А, значит, проблема до конца не будет решена, – говорит она. – Регуляторы используют очень осторожный подход, чтобы не дать рынку излишних позитивных сигналов и не увеличить риски для финансовой системы, предпочитая позицию неопределенности, что помогает избежать возможных рисков. Но при этом лишает рынок преимуществ. С точки зрения стабильности финансовой системы, это хорошее решение, но вряд ли оно поспособствует росту использования цифровых активов и развитию цифровой экономики».

    Средства и цели

    Представляя на Финополисе-2018 законопроект, Анатолий Аксаков сделал акцент на том, что документ ориентирован, главным образом, на возможность привлечения инвестиций стартапами. Подразумевается, что они смогут предлагать вкладчикам некие цифровые доли в своем бизнесе. Депутат так и сказал, что законопроект получился не про криптовалюты, а про инвестиции. Однако критики находят слабые места и в этом посыле.

    Как считает Юрий Припачкин, обсуждаемый документ не будет способствовать привлечению инвестиционного капитала ни в российские стартапы, ни в сегмент малого и среднего бизнеса. И его принятие приведет к миграции российских участников рынка в другие – более лояльные с точки зрения законодательства – юрисдикции. «Можно предположить, что принятие закона частично откроет дорогу краудинвестинговым проектам. В остальном закон разве что позволит поставить галочку напротив поручения президента РФ о разработке законодательства, регулирующего рынок криптовалют», – говорит он.

    Анна Михайлова соглашается, что закон в существующей редакции не сможет стать драйвером для быстрого роста активности на рынке цифровых активов. «Есть страны, где законодательство по криптовалютам и ICO и более мягкое, и статус криптовалют определен более ясно. Принятие закона, на наш взгляд, не будет способствовать притоку в РФ иностранных проектов в данной сфере. Проекты с российскими корнями в большинстве своем также будут выбирать для размещения другие юрисдикции – где легче и сам процесс выпуска токенов, и возможности инвестирования в них, и больше спрос на цифровые финансовые активы. И где население уже готово вкладывать в них деньги», – считает она.

    А, может, и ничего?

    Впрочем, Анна Михайлова допускает, что в долгосрочной перспективе, сам факт того, что в России будет существовать закон о цифровых активах, может положительно сказаться на развитии рынка «При условии проявления регуляторами гибкости и обеспечения слаженности процесса выпуска токенов», – уточняет она.

    В этом с ней солидарны эксперты, которые отнеслись к законопроекту о ЦФА более лояльно. Многие из них отмечают, что позиции регулятора в обсуждаемой редакции закона прописаны более мягко, чем на более ранних стадиях. «Законопроект в первоначальной редакции иллюстрировал желание законодателей бежать впереди паровоза мирового регулирования и правоприменительной практики», – говорит Арсений Поярков, совладелец аналитического агентства «БизнесДром». Изъятие из закона «большинства сущностных положений» придает документу рамочный характер, что, по его мнению, на данный момент российскому рынку и необходимо. «У нас осталось не так много сфер, где еще осталась возможность органического роста, а избыточное регулирование могло добить и цифровую среду. Чем меньше будет внутрироссийского регулирования, тем лучше. Поэтому исключение из проекта конкретных слов тоже положительно – остается больше пространства для маневра», – продолжает эксперт. Впрочем, он соглашается со скептиками в том, что приятие рамочного закона не окажет существенного влияния на легальную активность в криптоиндустрии, которая сохранит предпочтения работать вне пределов российского правового поля.

    Владимир Гамза, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям, также положительно отнесся к решению не использовать в законе более конкретных формулировок в отношении криптовалют, майнинга и пр. «Сейчас в законе надо закрепить общие понятия в сфере цифровых финансовых активов, которые можно было бы применять к различным видам и формам таких активов – как бы они ни назывались различными пользователями в разных странах», – считает он. По словам эксперта, существующая редакция законопроекта учитывает ряд инициатив, которые предлагала ТПП РФ и, в частности, ее комитет по финрынкам. «Принятие закона снимет страхи по отношению к использованию цифровых активов у всех потенциально готовых к этому предпринимателей и граждан, но опасающихся попасть под санкции правоохранительных и фискальных органов», – добавляет Владимир Гамза. И, по его прогнозам, принятие закона приведет к росту активности в сфере использования ЦФА и инвестирования в соответствующие инструменты.

    Александр Ручьев, президент группы компаний «Основа», председатель совета директоров IT-технопарка «Физтехпарк» также полагает, что наличие какого бы то ни было закона лучше, чем отсутствие. «В правилах игры и в действующих законах, позволяющих развивать, а не сдерживать цифровую экономику, заинтересованы все стороны, которые хотят работать на рынке открыто и легально. И задача сегодня – узаконить понятие «токен», обеспечить возможность листинга токенов на российских биржах, сделав его полноценным финансовым инструментом. Это сделает рынок прозрачным, а значит, безопасным и открытым для инвесторов», – говорит он. По его мнению, как раз более жесткие законодательные инициативы, которые вводили бы для рынка строгие ограничения, могли бы привести к еще большему оттоку стартапов и ICO-проектов в иностранные юрисдикции.

    Криптокамень преткновения

    Одним из главных поводов для критики законопроекта является его сужение до регулирования сегмента токенизации и уход от собственно криптоиндустрии. По мнению Анны Михайловой, легализация обмена на рубль и иностранную валюту не только токенов, но и криптовалют (пусть в рамках определенных лимитов и пусть на фоне непризнания их в качестве официальных денежных средств на территории РФ) может способствовать большей прозрачности рынка. «При предлагаемом же варианте редакции закона существенные объемы сделок с криптовалютами продолжат оставаться в «серой зоне», продолжая обеспечивать теневую экономику. Также этот процесс может привести к искажению экономической статистики, и, как следствие, несвоевременным действиям в монетарной политике», – считает она.

    В РАКИБ также уверены, что в законе должно быть дано определение устоявшихся на рынке и используемых в международных бизнес-отношениях понятий «криптовалюта» и «майнинг». «Мы считаем целесообразным признать криптовалюты платежным средством, которому закон должен дать определение. В докумете необходимо учесть особенности налогообложения дохода/прибыли, возникающего по сделкам с криптовалютой/токенами. При проведении трейдинговых операций РАКИБ предлагает осуществлять процедуру налогообложения в точке перевода криптовалюты в фиат. Также законодательство должно ввести описание процедур KYC, AML. Закон не должен ограничивать совершения сделок напрямую между владельцами токенов и криптовалюты, а не только через специализированного оператора», – изложил порталу Finversia.ru позицию своей организации Юрий Припачкин.

    В то же время Владимир Гамза призывает на сегодняшнем этапе оставить проект закона в виде, близком к тому, как он был принят во втором чтении, и дорабатывать документ в перспективе. «Я бы не стал сейчас сильно шлифовать законопроект. Это можно сделать после наработки определенной практики его применения. Сейчас надо закон в новой редакции принять как можно быстрее, чтобы начать легально формировать рынок цифровых активов в России, а не в иностранных юрисдикциях, как сейчас».

    Как видите, аргумент про иностранные юрисдикции универсален. 

    Владимир Миронов, Finversia.ru