Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    Рожденный ползать?

    10.11.2018
    На конференции НАУФОР, посвященной финансовым советникам, обсуждали сложный закон, легализующий этот институт в России. Даже в Банке России признают, что рождённому дитю придётся делать пластические операции, ну и – воспитывать, корректировать, нянчиться...

    Публика, которая пришла на конференцию НАУФОР «Финансовое консультирование: создание новой индустрии», представляла собой то ли студентов, то ли начинающих финансовых советников. Знающие люди потом подсказали, что это инвестиционные менеджеры или на финансовом сленге «сейлзы» (те, кто продают). Может быть поэтому опрос, который затеял Андрей Звёздочкин, генеральный директор ГК «Атон», не вызвал энтузиазма. А он попросил поднять руку тем, кто считает, что закон о советниках открывает новые возможности. Подняли руку буквально десяток присутствовавших. Под общий хохот в зале.

    «Путь дитё появится таким, каким появится»

    Но Лариса Селютина, директор департамента рынка ценных бумаг и товарного рынка Банка России, поспешила заступиться за закон: 

    – Идёт процесс зарождения новой индустрии. Да, этот процесс рождается в муках. И мы почти на 9-м месяце беременности, когда уже поздно думать. Думать, а, может быть, как-то само рассосётся или ещё что. Путь дитё появится таким, каким появится. Что ж…будем воспитывать, корректировать, может быть, даже придётся сделать и пару пластических операций.

    «Идёт процесс зарождения новой индустрии, в муках. И мы почти на 9-м месяце беременности, когда уже поздно думать. Путь дитё появится таким, каким появится. Будем воспитывать, корректировать, может быть, даже придётся сделать и пару пластических операций», – Лариса Селютина, Банк России.

    Большинство претензий к закону связано с тем, что он слишком рамочный, не прописывает процесс взаимоотношений между советником и клиентом, не расписывает риски, ответственность и так далее. Что является абсолютной правдой.

    – Да, было много дискуссий, они ещё даже продолжаются, несмотря на то, что закон вступает в силу 21 декабря 2018 года. Дискуссии были, например, о том, как разделить «сейлзов» и советников. Были также опасения, что возникнет целая индустрия недобросовестных юристов – по аналогии с автоюристами. Я был готов провести любые поправки, лишь бы они были согласованы с ЦБ. Но ни одна из предложенных профильным сообществом поправок так и не была одобрена регулятором. Поэтому мы решили, что взаимоотношения между советниками и клиентами будут урегулированы стандартами, – рассказал о трудностях Анатолий Аксаков, глава комитета Госдумы по финансовому рынку.

    А трудности, действительно, есть, раз даже спикеры конференции не знали ответов на ключевые вопросы и поправляли друг друга.

    Советники против продажников

    Так, Селютиной пришлось отвечать на вопрос, как разделить «сейлзов» и советников:

    – Советник должен действовать в интересах клиента и на основании договора, а продажник – действует не в интересах клиента, а в интересах компании, в которой он работает. Я тут не вижу правовой проблемы. Пользуясь случаем, хочу попросить в очередной раз к представителям брокеров, которые тут присутствуют: научите своих «сейлзов» не советовать ничего клиентам. Иначе будут проблемы. Как есть проблемы на страховом рынке, когда сейлзы вводят в заблуждение клиентов относительно такого продукта, как инвестиционное страхование жизни (ИСЖ).

    И это была не единственная пикировка между регулятором и брокерами на этой конференции. Впрочем, на конференциях НАУФОР такое случается не в первый раз.

    Брокеры против ЦБ

    Андрей Алетдинов, управляющий компанией «БКС Брокер», пожаловался, на то, что сам по себе закон не приумножит армию инвесторов в России, а ЦБ слишком мало делает для популяризации законов:

    – Индивидуальные инвестиционные счета (ИИС) существуют больше трёх лет, но наше население не знает об этом. О законе про финансовых советников тоже не узнает никто.

    – То есть мы должны уметь и ваши программы аккредитовывать и учить людей финансовой грамотности? А вы? Почему вы не смогли, не попытались отрекламировать ИИС так, чтобы они заработали? Это в ваших же интересах! А получается, что вы самые сложные вопросы перекладываете на Банк России. Вы лучше отучите свои армии сейлзов впаривать клиентам то, что они не хотят покупать или не знают обо всех рисках. Поменяйте сначала отношение клиентов к вам! – была отповедь представителя регулятора.

    Андрей Шеметов, руководитель департамента глобальных рынков, управляющий директор Sberbank CIB, вмешался в дискуссию:

    – ИИС и не надо рекламировать. У нас очень грамотное население, поэтому и не покупает всякую ерунду. Работать с ИИС – это очень большая ответственность. Туда можно засунуть какой-нибудь дериватив, с которого брокер сразу получит 10%, а клиент – вычет 13% из непонятно чего и спустя три года. Пусть ИИС сами себя рекламируют, пусть будет несколько выходов клиентов, результатов.

    Шеметов считает, что закон даст ещё больше возможностей стать инвесторам тем, кто ещё не попробовал себя на фондовом рынке:

    – Но если мы не сможем завоевать доверие клиентов, то никогда не получим большую индустрию. Как не получили мы её в случае с ПИФами.

    Михаил Знаменский, руководитель подразделения инвестиционных продуктов и финансового консультирования Citibank, затронул проблему риск-профилирования клиентов. Речь идёт о процедуре анкетирования клиентов с целью выяснить приемлемый для него уровень риска, понять, насколько хорошо он понимает суть финансовых инструментов.

    – Клиент приходит за доходом, ему не интересны риски. Будет ли он читать 40-50 страниц? Поэтому наша задача, всё-таки, заставить человека осознать риски, надеемся, что через саморегулируемые организации (СРО) это будет делаться.

    Евгений Смушкович, глава региона Россия, Центральная и Восточная Европа, Bank Julius Baer & Co Ltd, сообщил, что после принятия закона его компания, наконец-то, приняла решение о выходе на российский рынок.

    Москва.

    Федор Чайка, Finversia.ru