Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    РФ хочет ввести понятие цифровых знаков, а токены приравнять к ценным бумагам

    19.10.2018
    (Рейтер) Российские депутаты готовят ко второму чтению законопроект о цифровых правах и цифровых финансовых активах, пытаясь синхронизировать понятия и уйти от легализации криптовалют.

    "Законопроекты, которые сейчас мы дорабатываем ко второму чтению, были внесены в конце прошлого года, в период "хайпа", когда биткоин стоил около $20 тысяч", - рассказал депутат Анатолий Аксаков на конференции Finnopolis.

    "Работа шла сначала по более широкому направлению - мы были готовы к тому, чтобы легализовать биткоин, эфир, другие криптовалюты, только в юридических терминах, не называя это криптовалютой".

    В Госдуме была создана рабочая группа экспертов, на одном из заседаний у главы ЦБР Эльвиры Набиуллиной было решено, что "будем называть это цифровые финансовые активы, цифровые права, и эта норма будет прописана в гражданском кодексе", добавил Аксаков.

    Госдума приняла в первом чтении 22 мая законопроекты о цифровых финансовых активах и о краудфандинге, а также о цифровых правах.

    "Мы полагали, что на определённом этапе и биткоин, и эфир, мы так определим, в виде цифровых прав и... отдадим ключ от дверей Центробанку, для того чтобы он это регулировал... но и от этого отказались, поскольку фактически государство не может регулировать то, что находится в трансграничных сферах", - сказал Аксаков.

    Легализуя криптовалюты, государство дало бы сигнал всем гражданам, что можно в них инвестировать.

    "Ответственность в данном случае ложится на государство, и мы решили, что если регулировать мы эту сферу не можем, явление это с точки зрения перспективы и будущего вызывает вопросы... Поэтому решили ограничить регулирование российским правовым пространством", - сказал Аксаков.

    ЦИФРОВЫЕ ПРАВА

    Законопроект о цифровых правах подготовлен ко второму чтению и сегодня отправлен в главное правовое управление администрации президента для согласования, сказал депутат.

    "Он как раз описывает отношения по выпуску, учету и обращению цифровых прав в рамках российского правового пространства", - сказал Аксаков.

    "Цифровые права - это более широкое понятие, чем цифровые финансовые активы. А цифровые финансовые активы - это те активы, которые удостоверяют права собственности - денежные требования, то есть право на доход от реализации проекта, либо права участия в капитале - корпоративное право, то есть я покупаю долю в капитале компании, которая реализовывает проект", - пояснил он.

    Для этого в пакете идут поправки в закон об акционерных обществах и ООО, поскольку цифровые права - это по сути те же бездокументарные ценные бумаги.

    "Эти цифровые права удостоверяют денежные требования и корпоративные права, которые возникают при записи в информационной системе, созданной на основе распределённого реестра", - пояснил он.

    Закон вводит понятие оператора информационной системы, который должен в ЦБ согласовать правила работы информационной системы на основе блокчейна.

    "Оператор несёт ответственность за бесперебойную работу и за все обещания, которые в этих правилах информационной системы описаны", - сказал Аксаков.

    Также прописано понятие оператора обмена цифровых финансовых активов и дано определение новой "сущности" - операционные цифровые знаки, которые могут быть и средством обмена цифровых финансовых активов.

    "Эти знаки позволяют, в том числе, реализовываться и завершаться очень сложным смарт-контрактам. Эти знаки могут быть получены только в рамках тех информационных систем, которые работают по закону России и по правилам, согласованным Центральным банком", - сказал Аксаков.

    МАЙНИНГ ИСЧЕЗ

    Власти решили не прописывать майнинг криптовалюты в законодательстве.

    "Если мы описываем майнинг, то необходимо прописать и криптовалюты в законе, майнинг - это создание и валидация криптовалюты, но... фактически у нас закон не про криптовалюты, а про инвестиции - как создать условия, чтобы наши инвестиционные платформы могли привлекать ресурсы", - сказал Аксаков.

    Депутаты и чиновники раньше собирались прописать новый вид предпринимательской деятельности в законе - майнинг, чтобы он мог облагаться налогами.

    "Но, дискутируя у Эльвиры Сахипзадовны, мы согласились, что администрирование этого бизнеса будет обходиться дороже, чем те налоги, которые будут с этого бизнеса собираться. Учитывая, что сам майнинг уже не так актуален, как это было год назад, с точки зрения получения доходов, а значит и налогообложения, и приняли решение не давать определение майнинга", - сказал Аксаков.

    На вопрос, если определение майнинга исчезло, значит налоги за него можно не платить, Аксаков сказал:

    "Это проблема налоговой инспекции, и к ним вопрос нужно это или нет".

    Яна Пурескина из Минфина, которая работала над законопроектом, сказала, что государство должно скоро определиться с регулированием цифровых финансовых активов.

    Аксаков надеется, что в ноябре законопроекты пройдут второе чтение и нормы вступят в силу в 2019 году.

    ТОНКОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ

    Текст законопроекта пока нигде не опубликован, поэтому не ясно, это один пакет законопроектов, или как и раньше, три проекта.

    Аксаков думает, что окончательный вариант придётся ещё дорабатывать с учётом замечаний администрации президента.

    "Ключевой задачей, на которой настаивает Минфин... мы видим сохранение модели ICO как лёгкого привлечения финансирования", - сказала Пурескина.

    Квалифицированной аудитории надо дать возможность привлекать средства под финансирование проектной деятельности.

    Для регулирования ICO Минфин считает достаточным оставить два документа оферту, инвестиционный меморандум и дать право самому эмитенту токенов определяться с правилами ведения реестра, будет он распределённым или нераспределенным.

    "С учётом этого принципа параллельно шёл законопроект о краундфандинге, где увязывалось использование площадки, операторов системы и иных посредников, чтобы минимизировать риски для инвесторов. Логично было бы сохранить эту связку", - сказала Пурескина.

    Она настаивает на связке токенов с законодательством о рынке ценных бумаг и акционерным законодательством.

    "Мы тоже, Минфин России, относится в этом смысле к цифровым технологиям, как новым, более удобным, но тем не менее формам выпуска ценных бумаг и производных, а не как к самостоятельным инструментам, которые представляют такие же права, но на других условиях", - сказала Пурескина.

    Тут Минфин видит риск арбитража относительно сложившейся системы корпоративного права и угрозу интересам акционеров, которые стали правообладателями по традиционному законодательству.

    Аксаков сказал, что с помощью "технарей" в последнем варианте закона удалось прописать вместо понятия "майнинг" схему валидации цифровых прав:

    "Для валидации там есть так называемые узлы информационной системы, они будут осуществлять валидацию цифровых прав, записи. Что появилась запись о правах такого человека на такие-то активы".

    ЧТО УЧЛИ В ЗАКОНЕ

    Депутаты учли в последней версии законопроекта некоторые предложения главного эксперта рабочей группы по оценке рисков оборота криптовалют - Элины Сидоренко, директора Центра цифровой экономики МГИМО МИД России.

    Она предлагала все цифровые активы разделить на три группы.

    "Мы должны разграничить криптовалюту, как особый инструмент с особым правовым статусом и особым режимом, который должен быть в полной мере отрегулирован на уровне подзаконных актов и рекомендаций ЦБ РФ", - сказала Сидоренко.

    Во-вторых, власти должны от криптовалют отделить цифровую форму ценных бумаг и производных финансовых инструментов, которые уже определены в законодательстве, к ним можно относить и токены.

    Третья группа - это цифровые нефинансовые активы, так называемые цифровые знаки, которые являются лёгкой правовой формой гражданско-правовых договоров (краудфандинг).

    "И тут такого жёсткого регулирования... как в отношении криптовалюты, бездокументарных ценных бумаг быть не должно", - сказала Сидоренко.

    "Все вместе сразу обозвать цифровыми финансовыми активами, не разбираясь, неправильно на сегодняшний день", - сказала она. (Елена Фабричная)

    Financial One