Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    ИнСоР отменяет программу-2020. В правительственном плане долгосрочного развития экономисты нашли массу угроз

    17.03.2010
    Поддерживаемый президентом Институт современного развития (ИнСоР) берется за кардинальный пересмотр правительственной концепции долгосрочного развития до 2020 года. Вчера ИнСоР представил новый доклад «Структурная модернизация финансовой системы России», который в будущем ляжет на стол президента Дмитрия Медведева в качестве альтернативы правительственной программе-2020. В стратегической правительственной концепции, которая обещала стране увеличение душевого ВВП до 30 тыс. долл. эксперты ИнСоРа нашли массу противоречий и угроз стабильности экономики. Кроме того, в рамках правительственной программы-2020 планы модернизации экономики скорее всего останутся профанацией.

    Поддерживаемый президентом Институт современного развития (ИнСоР) берется за кардинальный пересмотр правительственной концепции долгосрочного развития до 2020 года. Вчера ИнСоР представил новый доклад «Структурная модернизация финансовой системы России», который в будущем ляжет на стол президента Дмитрия Медведева в качестве альтернативы правительственной программе-2020. В стратегической правительственной концепции, которая обещала стране увеличение душевого ВВП до 30 тыс. долл. эксперты ИнСоРа нашли массу противоречий и угроз стабильности экономики. Кроме того, в рамках правительственной программы-2020 планы модернизации экономики скорее всего останутся профанацией.

    Вчера ИнСоР совместно с Банком Москвы представил для обсуждения аналитический доклад, который является итогом проведенного в октябре–декабре 2009 года исследования, посвященного вопросам структурной модернизации финансовой системы России. Цель доклада – спровоцировать экспертное общение с финансовыми властями, сформировать адекватный подход к модели экономического развития страны после кризиса и скорректировать выбранную правительством концепцию долгосрочного развития-2020.

    Финансовый кризис выявил в российской экономике ряд структурных проблем, к ним эксперты отнесли: дефицит финансовых и внутренних ресурсов для реального сектора, высокая инфляция, борьба с которой монетарными методами усложняется низкой конкурентной средой в реальном секторе, зависимость экономики от курса рубля, сегментация банковской системы, низкий уровень эффективности использования внешних займов. «И ключевой урок кризиса и форсированного роста 2006–2008 годов состоит в том, что такие понятия, как увеличение ВВП и устойчивый стабильный рост со снижением зависимости от внешних факторов, могут не совпадать. В погоне за темпами роста промышленного производства и ВВП ослабляется внимание к структурным проблемам финансовой сферы и ее устойчивости», – объясняет один из авторов доклада, директор центра стратегических исследований Банка Москвы Алексей Ведев.

    Эксперты ИнСоРа говорят о наличии трех сценариев преодоления этих проблем. Первый сценарий – правительственная концепция долгосрочного развития РФ до 2020 года, или сценарий форсированного роста. Однако, по словам Ведева, он несет в себе больше угроз, чем преимуществ. Высокие темпы роста – это преимущество, но структурные проблемы экономики при этом сценарии не только не разрешатся, но и усугубятся, и в будущем потребуется гораздо больше средств для устранения их последствий. Также, говорит Ведев, в рамках программы-2020 высоки риски финансовой дестабилизации в ближайшие 5–7 лет. Второй вариант – сценарий инерционного развития, в рамках которого проходят минимальные изменения. «Сырье создаст скорее всего необходимую подушку безопасности, но системы банковской и финансовой сфер так и останутся пораженными, просто в законсервированном виде», – отмечает Ведев. И наконец, третий сценарий, который и продвигает в качестве альтернативы программе-2020 ИнСоР, – сценарий сбалансированного роста. «При нем предполагается не слишком активное привлечение внешних средств, устранение текущих структурных диспропорций и эффекта перегрева, достижение приличных темпов роста и выход на расширение внутренней ресурсной базы, – перечисляет Ведев. – Этот сценарий требует заметных усилий со стороны денежных властей в области финансового регулирования». Причем, поясняют эксперты ИнСоРа, выбор данного сценария перекликается с «реализацией таких амбициозных проектов, как продвижение рубля в качестве резервной валюты, формирование в России международного финансового центра, преодоление дефицита длинных денег».

    Как считает старший советник по макроэкономике Федеральной службы по финансовым рынкам Юрий Данилов, сейчас во главе угла стоит проблема дефицита долгосрочных инвестиций (так называемых длинных денег), причем она будет актуальна еще как минимум ближайшие 10 лет. Первый источник преодоления дефицита длинных денег – это, по словам Данилова, «деньги иностранных консервативных инвесторов, следовательно, необходим комплекс мер по улучшению инвестиционного климата России». Второй источник – средства России. «Необходимо изменить структуру распоряжения населением своими доходами: нужно повысить долю сбережений в структуре доходов населения за счет относительного сокращения доли потребления. А в структуре самих сбережений нужно максимально стимулировать сбережения в форме ценных бумаг и банковских депозитов за счет относительного сокращения объема наличных денег и сокращения инвестиций, направляющихся населением на покупку недвижимости», – рассказывает Данилов.

    Однако предложенная ИнСоРом альтернатива программе-2020 тоже имеет недоработки. Так, глава Москомзайма Сергей Пахомов указал на то, что в докладе обходится вопрос о том, «будем ли мы и дальше ориентироваться на внешний спрос или начнем развивать внутренний потребительский, промышленный, инфраструктурный спрос». От решения этого вопроса, уверен Пахомов, напрямую зависит задача стимулирования доли сбережений. «Но если мы сейчас все начнем сберегать, то кто тогда будет покупать, например, автомобиль производства АвтоВАЗа? Судя по дискуссии в европейском сообществе, сейчас все больше давления оказывается на Германию для того, чтобы она изменила модель своего развития, чтобы она перестала сберегать и экспортировать и перешла на импорт и потребление», – обращает внимание Пахомов.

    В свою очередь, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков указал на то, что «доклад не отвечает на главную проблему российской экономики – на наркотическую зависимость от нефтяной трубы. Какую бы идеальную финансовую систему мы ни построили, она все равно в итоге будет зависеть от трубы». Поэтому основная задача сейчас – создать новые центры финансирования, которые сформировали бы другую экономику. Этот процесс, считает Аксаков, должен сопровождаться импортозамещением, а импортозамещение достижимо при грамотной курсовой политике. Сегодня признаков грамотной курсовой политики Аксаков не наблюдает.

    Главный экономист Всемирного банка Желько Богетич указал на необходимость реформирования в том числе и системы частного пенсионного обеспечения и сектора страхования. Богетич уверен, что изменить финансовую систему России необходимо хотя бы для того, чтобы подготовиться к следующему финансовому кризису, который, возможно, произойдет в будущем.