Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    Деньги на инновации

    10.03.2010
    О кредитовании малых и средних предприятий, о софинансировании инновационных проектов банками — членами Ассоциации «Россия», а также о новых законодательных инициативах корреспонденту STRF.ru рассказал депутат Государственной Думы РФ, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков.

    О кредитовании малых и средних предприятий, о софинансировании инновационных проектов банками — членами Ассоциации «Россия», а также о новых законодательных инициативах корреспонденту STRF.ru рассказал депутат Государственной Думы РФ, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков.

    Анатолий Геннадьевич Аксаков, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего-пятого созывов, член Комитета по финансовому рынку. 19 октября 2006 года избран президентом Ассоциации региональных банков России (Ассоциация «Россия»). В 1997-2000 годах — заместитель Председателя Кабинета Министров — министр экономики Чувашской Республики  Анатолий Аксаков: «В прошлом году отмечался фактически нулевой рост кредитов — в пределах полутора процентов по отдельным видам»

    В Ассоциации региональных банков России есть Комитет по малому и среднему бизнесу. Чем конкретно он занимается?

    — Поскольку региональные банки в основном кредитуют малый и средний бизнес, то наш Комитет содействует решению возникающих у банков проблем. Главная трудность, с которой сталкиваются региональные банки, — это недостаток ресурсов. Наша помощь как раз и состоит в том, чтобы их привлекать. Ресурсы, естественно, легче притянуть под государственные программы или программы субъектов Российской Федерации,  в том числе инновационные. Под эти программы мы находим тех, кто выделяет деньги и, соответственно, может подкрепить ресурсами региональные банки.

    Первый источник — Российский банк развития, которому выделено 40 миллиардов рублей для кредитования малого и среднего бизнеса через региональные банки. Для каждого субъекта Федерации есть лимиты, включающие квоту на кредитование инновационных проектов. В рамках этих лимитов банк может отбирать для себя  соответствующие проекты, исходя из рейтинга, капитала, качества. Второй источник — это немецкий банк развития KfW Bankengruppe. Он даёт деньги под гарантии Внешэкономбанка, в том числе региональным банкам на нужды малого и среднего бизнеса. Ещё один потенциальный источник — Международная финансовая корпорация. Средства МФК, а также сторонних инвесторов и, возможно, Правительства Российской Федерации могут быть направлены в фонд капитализации региональных банков. За счёт этих средств укрепится ресурсная и капитальная база банков, а значит, возможности кредитования экономики.

    Мы также прорабатываем проект осуществления синдицированного кредитования. Благодаря такой форме кредитования решаются две проблемы. С одной стороны, у банка может не хватить средств для кредитования относительно большого проекта. А формируя синдикат, в котором несколько банков объединяются, вкладывают свои средства в единый котёл, можно увеличить возможности для кредитования проекта. С другой стороны, решается проблема разделения рисков между несколькими банками. Как правило, в таких случаях кредитные организации смелее идут на кредитование. И отбор проектов происходит более тщательно. Соответственно, возвращаемость кредитов должна быть более высокой.

    На развитых рынках вложения в венчурные фонды и инновационный бизнес — одно из направлений банковского инвестирования

    В кредитовании каких инновационных проектов участвуют банки — члены Ассоциации «Россия»?

    — Есть договорённость с руководителем «Роснано» Анатолием Чубайсом о софинансировании ряда проектов в субъектах Федерации. Бюджетных денег на них, как правило, нет. Но региональные власти могут дать гарантии под кредиты банков. Речь идёт  об инновационных проектах, стоимость которых не превышает 1,5 миллиарда рублей. Причём отбор этих проектов осуществляет «Роснано», весьма жёстко оценивая их с точки зрения окупаемости. Да и банки проведут свою экспертизу, и не всякий проект профинансируют. В этом дополнительная гарантия того, что проекты  окажутся эффективными, и государственные деньги, запущенные через  институты развития, не будут разворованы. В числе проектов «Роснано» — строительство в Чувашии завода по изготовлению элементов солнечных батарей, производство энергосберегающего оборудования в Мордовии. Ещё один обсуждаемый с участием американской стороны проект — строительство «города будущего».

    На развитых рынках вложения в венчурные фонды и инновационный бизнес — одно из направлений банковского инвестирования. Конечно, объёмы таких инвестиций не превышают трёх-пяти процентов банковских активов, однако доходность вложений может существенно превышать процент от кредитных сделок.

    Банки — члены Ассоциации «Россия» вместе с Всемирным банком участвуют в программе «Энергосбережение», софинансируя производство оборудования, учитывающего потери тепла и энергии, а также внедрение  энергосберегающих технологий.  Такие банки, как «Солидарность» (Самара), «Ассоциация» (Нижний Новгород), Новосибирский муниципальный банк, Уралтрансбанк, Соцгорбанк (Москва), уже кредитуют муниципалитеты и организации, которые занимаются энергосбережением.

    Есть договорённость с руководителем «Роснано» Анатолием Чубайсом о софинансировании ряда проектов в субъектах Федерации… Речь идёт об инновационных проектах, стоимость которых не превышает 1,5 миллиарда рублей

    Наряду с «Роснано» в сфере финансирования венчурных проектов активно действует Российская венчурная компания. На её средства уже сформировано семь венчурных фондов. Идея простая — на рубль государственных средств рубль вкладывают частные инвесторы. Ряд банков приобретают паи венчурных ЗПИФов и тем самым становятся соинвесторами фондов, созданных для развития инновационного бизнеса. Пока это процесс только начинается, поэтому сумма собственно банковских инвестиций здесь не превышает одного миллиарда  рублей.

    Какие финансовые инструменты, кроме кредитования, нужны для развития инновационного бизнеса в России?

    — Нужно использовать весь перечень инструментов — облигации, акции, векселя, сберегательные сертификаты, структурные облигации и т.д. Думаю, даже деривативы нужны. Они позволяют хеджировать валютные риски. Например, для модернизации экономики потребовалось зарубежное оборудование, не имеющее аналогов в России. Его взяли в лизинг. Как застраховать валютные риски? С помощью деривативов.

    Как  отразился мировой финансовый кризис на российской банковской системе? Помогло ли ей правительство удержаться на плаву?

    — К сожалению, в прошлом году отмечался фактически нулевой рост кредитов — в пределах полутора процентов по отдельным видам.

    Правительственная помощь оказалась кстати. Банковская система не рухнула, сейчас она функционирует нормально. Принцип «домино» не сработал — разорились единицы. Хотя до многих региональных банков помощь не дошла, но, может быть, не так уж она важна была. Важнее, чтобы не было сбоев в системе.

    Банки — члены Ассоциации «Россия» вместе с Всемирным банком участвуют в программе «Энергосбережение»

    Подводя итоги встречи руководителей коммерческих банков с представителями Банка России, в числе главных рисков, грозящих нестабильностью российской банковской системе, Вы назвали «высокую стоимость привлекаемых ресурсов, которая превышает рентабельность большинства видов бизнеса». Это, по Вашему мнению, «сдерживает кредитование реального сектора, так как предприятия не могут занимать деньги на таких условиях». Как выйти из «заколдованного круга»?

    — Надо снижать стоимость ресурсов, которые привлекают кредитные организации. В принципе, в этом направлении Центральный банк уже сделал шаги — снижал ставку рефинансирования. На мой взгляд, надо это делать ещё более решительно.

    Центральный банк подталкивает кредитные организации к тому, чтобы они привлекали вклады по меньшим процентам. Соответственно, если процент по вкладам ниже, то и привлекаемый ресурс — дешевле. В любом случае, процент по вкладам не должен быть ниже уровня инфляции.

    Далее — это возможность проведения секьюритизации, то есть привлечения   дешёвых денег с рынка с помощью размещаемых облигаций. Привлечение денег институтов развития под относительно низкие проценты позволяет также снизить стоимость заимствований.

    Но самое главное для снижения стоимости кредитов — снизить риски их невозврата. Такой риск может быть уменьшен благодаря грамотной экономической политике. И в промышленности, и в сельском хозяйстве надо создавать стимулы к повышению доходности предприятий. Ведь чем выше рентабельность, тем больше возможностей взять кредит. Нужна, например, государственная программа поддержки всей промышленности за счёт снижения налога на добавленную стоимость. Далее, нужна программа развития  инфраструктуры. Будут строить комфортабельные автомобильные и железные дороги, современные аэропорты, больше будет денег у предприятий, которые начнут получать заказы. Инфраструктура (при государственном финансировании её развития) может послужить мощным локомотивом для развития всей нашей экономики, для повышения её рентабельности. К сожалению, мы сокращаем финансирование строительства дорог.

    То же относится и  к строительству жилья. Программа «Доступное жильё» была направлена на развитие ипотечного кредитования, долевого строительства, но не имела ключевого звена — строительства эконом-жилья. На мой взгляд, нам нужна государственная программа строительства жилья эконом-класса.

    Если закон «О персональных данных» не изменить в течение этого года, он принесёт массу скандалов

    Ваша работа в Государственной Думе — это цивилизованный способ лоббирования интересов банковского сообщества?

    — С одной стороны, это, безусловно, лоббирование. С другой — это более профессиональная подготовка документов. У президента ассоциации есть возможность использовать экспертов — специалистов в своём деле для проработки вопросов, связанных с федеральным бюджетом, с финансовым рынком в целом. За время моей работы депутатом Госдумы и президентом Ассоциации «Россия» подготовлены десятки законопроектов. 

    Некоторые из них названы в инициативе Вашей Ассоциации  «Семь шагов к финансовому оздоровлению страны». Например, проект закона «О секьюритизации», направленный на расширение банковского кредитования малого бизнеса, индивидуальных частных предпринимателей…   

    — Такой законопроект мы действительно подготовили; изначально в Думу его внёс я. Но поскольку правительство, решив вносить проект закона от себя, учло большинство наших предложений, я отозвал свой законопроект. Главное, проект закона «О секьюритизации» уже принят в первом чтении, и подготовка ко второму ведётся с учётом мнения Ассоциации региональных банков России. В частности, предусматривается выпуск ценных бумаг под кредиты, а также  решение вопросов, связанных с залогом банковского счёта, с залогом денежных средств. Принятие этого закона фактически будет означать революцию (в положительном смысле) в области кредитования различных проектов. Появятся длинные ресурсы, которые позволят кредитовать большие проекты. Думаю, к концу весенней сессии закон будет принят.

    По Вашим словам,  закон «О персональных данных» (152-ФЗ) «в нынешнем виде… создаёт условия для коррупции и снижает конкурентоспособность банковской сферы России». В чём суть поправок в этот закон, которые Вы намерены внести?

    — В Европе существуют определённые параметры по защите персональных данных. У нас же всё утверждено в очень жёсткой форме, никакой гибкости нет. А негибкая форма, как правило, создаёт неудобства тем организациям, которые эту форму должны носить. Большинство организаций даже к 1 января 2011 года не смогут исполнить нормы закона. А раз так, то у  чиновников появляется широкий простор для мздоимства. Прежде всего они пойдут в банки, поскольку уверены, что деньги находятся там. 

    Поправки в 152-ФЗ уже подготовлены, сейчас они обсуждаются заинтересованными сторонами, и в марте мы их внесём на рассмотрение в Госдуму. На взгляд профессионалов, работающих в банковской системе и не только в ней, необходимо убрать те абсурдные вещи, которые, с одной стороны, увеличивают затраты кредитных организаций, а с другой — никак не способствуют защите персональных данных. Кроме того, в этот закон надо внести поправки, которые устранили бы препятствия на пути действия нового закона «О клиринге и клиринговой деятельности» (пока он принят в первом чтении).

    Если закон «О персональных данных» не изменить в течение этого года, он принесёт массу скандалов. Но я рассчитываю, что благоразумие возьмёт верх.

    На заседании Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности,  состоявшемся 11 февраля, Ассоциация региональных банков России предложила к обсуждению программу модернизации банковского регулирования и надзора в целях повышения качества и эффективности надзорной деятельности Банка России. Что в этой программе главное?

    — Главное — совершенствование банковского надзора. Надо идти от рисков, их надо проанализировать и понять, как изменить надзор, чтобы предупреждать возникновение рисков, в том числе макроэкономических. 

    Недавно Дмитрий Медведев указал правительству на задержку подготовки законопроекта «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком». Как известно, подготовленный ФСФР законопроект, который прошёл первое чтение в Думе ещё в апреле 2009 года, вызвал справедливую озабоченность средств массовой информации. Какие, на Ваш взгляд, могут быть найдены компромиссные решения по этому законопроекту?

    — Критика Президента абсолютно справедлива. Отсутствие этого закона тормозит развитие финансового рынка. Западные инвесторы не доверяют нашим площадкам, потому что чиновники и иные лица, имеющие доступ к инсайдерской информации, могут торговать на нашем финансовом рынке в более благоприятных условиях, чем те, кто такого доступа не имеет.

    Что касается СМИ — их озабоченность оправдана. Они должны быть защищены от преследований. Но и на них лежит большая ответственность. Она заключается в том, чтобы быстро донести полученную инсайдерскую информацию до всех участников рынка, то есть тут же её опубликовать — дабы ей не мог воспользоваться кто-то один.  Ведь инсайдерская информация может вызвать резкие колебания на рынке. Суть её использования заключается в следующем: кто-то заполучил эту информацию, купил или продал ценные бумаги на рынке и на этом получил больший доход, чем иные инвесторы.

    При этом очень важно провести чёткое разграничение между инсайдерской информацией, служебной и государственной тайной.

    Я уверен: компромисс можно найти.