Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    Общество давно ждет сверхзадачи...

    12.10.2015
    Что нужно сделать для позитивного перелома нынешней экономической ситуации? Как изменить модель экономического развития страны, имеющую сегодня инерционный характер? Об этом и многом другом размышляет председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков
     

    – Анатолий Геннадьевич, какой вы нашли экономическую ситуацию по возвращении с парламентских каникул?
    – По количественным параметрам она хуже, чем прогнозировалось. Негативная тенденция продолжается. Главная причина тому  – резкое падение инвестиций, и государственных (10 пунктов за январь–август), и частных. Но если дно и достигнуто, то стоим мы на очень илистой почве. Дело в том, что Правительство России медлит с реализацией некоторых мер. Центробанк уже давно заявил о готовности финансировать проекты проектного финансирования (речь о финансировании не компаний, а именно конкретных проектов) и выделил для этого 100 миллиардов рублей. Но до сих пор ни один из них не реализуется.
     
    – Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы подготовить почву для позитивного перелома экономической ситуации?
    – Правительство должно определиться по стратегии развития страны до 2030 года и конкретизировать ее поэтапно. Общество давно ждет сверхзадачи, стимулирующей производительные силы. Уже сегодня следует заняться структурной перестройкой экономики. Сейчас мы имеем спад промышленного производства, инвестиций, реальных доходов населения и даже розничного товарооборота, который впервые за многие годы опустился на восемь процентов. И главная задача на­шего комитета - выработать предложе­ния, прежде всего законодательные, для того чтобы уйти от негативного тренда.
    Мы обратились с инициативой, и председатель палаты ее поддержал, провести в ноябре парламентские слушания о преодолении структурных диспропорций в экономике и активизации роста. Речь пойдет об изменении модели развития, поскольку нынешняя имеет инерционный характер и базируется на уже дискредитировавших себя постулатах, перестала работать еще при высоких ценах на нефть.
    Государство не может позволять грабить страну. Ведь вывоз капитала в огромных масштабах можно трак­товать и так. В нем, помимо наших долгов по внешним обязательствам, оплаты импорта, поставок оборудо­вания, есть и криминальные средства. Американцы не мирятся с таким по­ложением вещей. Они приняли закон FATCA, пресекающий уклонение от уплаты налогов резидентами США не­зависимо от места осуществления ими деятельности. До его принятия их бюд­жет ежегодно недосчитывался одного триллиона долларов. Теперь все банки мира, обслуживающие американских граждан, обязаны представлять в на­логовое ведомство США информацию о счетах и о транзакциях по их счетам.
     
    - И мы?
    - Конечно. Нам пришлось изме­нить свое законодательство, чтобы позволить отечественным банкам на­правлять в США такие сведения. Ина­че могла бы остановиться их работа в силу возможности 30-процентного секвестирования платежей не только американскими, но и банками других стран. Но с последними-то Вашингтон договорился о переводе предостав­ления этой информации на государ­ственный уровень, а с Россией в связи с санкционным режимом - нет. Хотя соглашение было подготовлено. Сей­час наши банки напрямую работают с налоговой службой США, давая ин­формацию о резидентах.
     
    - А это не нарушает националь­ную безопасность России?
    -  Нарушает, конечно. Вопрос лучше решать на межгосударственном уров­не. Некоторые наши банки, чтобы не создавать себе проблем, не поощряют, скажем так, обслуживание у себя этой категории клиентов. Выход какой? Быстрее создавать свою мощную фи­нансовую систему, наращивать эконо­мику, для чего и нужно менять модель развития. В условиях спада есть бюд­жетные ограничения. Они связаны с приоритетным выполнением социаль­ных обязательств.
    Где взять деньги на развитие? За рубежом сейчас не возьмешь. Одним из внутренних источников является прибыль предприятий. Она благодаря девальвации и довольно высокой ин­фляции выросла в первом полугодии почти в полтора раза по сравнению с прошлым годом. Показатель неплохой, но важно, чтобы предприятия вклады­вали ее в развитие, а не проедали и не гнали на валютный рынок. Поэтому нам надо реанимировать инвестици­онную льготу. Инвестиции могут быть главным источником роста. Нужно строить автомобильные и железные дороги, порты, жилье, импортозаме­щающие производства. Я вижу сейчас два направления движения.
    Первое - крупные инфраструктур­ные проекты, финансируемые ВЭБ. Он уже целую кучу отобрал. Денег нет! Вот Центробанк и должен ему дать льготный кредит либо купить обли­гации ВЭБ. Когда начнут реализовываться инфраструктурные и импор­тозамещающие проекты, экономика зашевелится, возникнет спрос на ма­териалы, трактора, трубоукладчики, экскаваторы. Главное только, чтобы вся эта продукция была действитель­но российской, а не японской, немец­кой или американской.
     
    - За кем же теперь дело встало?
    -    Не за депутатами. Чтобы эту идею реализовать, мы в конце июля приняли ФЗ-249, обязавший крупней­шие российские компании, реализую­щие подобные проекты, представлять их в Правительство РФ с указанием перечня машиностроительной продук­ции, необходимой для их осуществле­ния. В Правительстве решают, какие отечественные предприятия могут ту или иную продукцию поставить. Про­блемы производственников извест­ны - недостаток оборотки, закредитованность. Вот кабинет министров и должен помочь в решении этих вопро­сов. Такие крупные проекты - локо­мотив для всей экономики. Это одно направление.
    Второе - развитие малого и сред­него бизнеса. Непосредственно перед уходом на каникулы Госдума приняла закон о Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпри­нимательства - для концентрации в одном месте всех средств (это около 30 миллиардов рублей), направляе­мых через министерства и ведомства на поддержку различных видов МСП. Подход: все деньги работают на воз­вратной основе. Это побуждает к бо­лее эффективному их использованию. МСП-банк кредитует проекты, ото­бранные региональными уполномо­ченными банками. Они часть рисков берут на себя, поэтому халтуру про­пускать не будут. Задача - направить деньги на производственные, техноло­гичные, инновационные проекты.
     
    - Как малый бизнес себя чувству­ет сегодня?
    - Конечно, ему тяжело. Он пережи­вает сокращения, банкротства. Многие были завязаны на крупный бизнес, а он перестал платить по заказам. В су­дах мелкому с большим судиться себе дороже. Вот поэтому Корпорации МСП вменено законом оказывать информа­ционную и юридическую поддержку малому бизнесу, в том числе в судеб­ных спорах. Я сам им в 90-е годы зани­мался и знаю его проблемы изнутри. Сейчас он нуждается в максимальном смягчении административного прес­синга, и мы кое-что сделали для это­го. Вводится мораторий на проверки ФАС для предприятий с оборотом до 400 миллионов рублей. Пока только для физических лиц, не юридических. Все неплановые проверки подлежат согласованию с прокуратурой. За­конопроект принят в первом чтении. Интенсифицируется переход на па­тентные формы работы - для само­занятых. Существенно ослабят анти­монопольный контроль изменения в ФЗ о защите конкуренции, что будет способствовать формированию ком­фортной предпринимательской среды. Разумеется, основная надежда - на средний бизнес, на предприятия с 500-1000 работающими сотрудниками.
    Мы уже рассмотрели так называе­мый четвертый антимонопольный па­кет, пресекающий «синдром Пикалево» (помните, когда жители небольшого го­родка в Ленинградской области, чтобы добиться выплаты долгов по зарплате, перекрыли федеральную трассу), то есть доминирующего положения моно­полиста. Чтобы Президенту РФ не при­ходилось, как это было, разруливать локальные конфликты и ни одна из сторон не соблазнялась возможностью поднять свою рентабельность за счет другой. За тем, чтобы реализовывался принцип равной доходности, будет приглядывать ФАС, наделенная соот­ветствующими полномочиями.
     
    - Какие законопроекты осенней сессии комитет считает приоритет­ными?
    - Их несколько. Например, законо­проект о туризме. Это ведь тоже ка­тализатор социально-экономического развития. Он первоначально касался наших граждан, выезжающих за преде­лы страны, но затем перерос в более общий документ и теперь регулирует также вопросы стимулирования вну­треннего туризма. Его развитие надо начинать с наведения порядка в отрас­ли. У нас до сих пор нет хорошо раз­работанной карты достопримечатель­ностей. Предстоит создать федераль­ный портал на сайте Минкультуры или Ростуризма, в полной мере презентую­щий все туруслуги с учетом гостиничного хозяйства. Он должен быть досто­верным и максимально информатив­ным. Далее очередь за классификацией всех средств размещения граждан - не только отелей, но и домов отдыха, пан­сионатов, домов приемов. А то называ­ется «пять звезд», хотя на самом деле...
     
    - ...там и «одна звезда» не ноче­вала...
    - Да. Велосипед здесь изобретать не стоит, есть международные стандарты. Сверяйтесь с ними. Далее возникает во­прос о соответствующей квалификации гидов, переводчиков, экскурсоводов. Я сам сталкивался с разными варианта­ми. В Эрмитаже мне индивидуальный экскурсовод предложил прекрасный обзор экспозиции, а в Херсонесе - на­против. Такую лапшу стал на уши ве­шать, а я ведь сам крымчанин, что хоть святых выноси. Причем деньги-то свои он все равно получил. Особого внима­ния заслуживает подготовка прово­дников, связанных с опасными видами туризма - горными, лесными, водны­ми. Все это будет прописано в законе. Проведение его облегчается тем, что проблематика обсуждалась на прези­диуме Госсовета в Ялте, который вел Президент РФ. По его мнению, низкие объемы внутреннего туризма связаны с невысоким качеством сервиса. Значит, его следует повышать.
    Следующая тема - туристические агентства. В прошлом году от приоста­новки работы 16 компаний пострадали более 75 тысяч граждан. Деятельность более или менее крупных туропера­торов уже взята под контроль и регу­лируется Ростуризмом и ассоциацией туроператоров «Турпомощь», помога­ющих в сфере выездного туризма. С более мелкими агентствами есть про­блемы. Никто не знает, сколько их - то ли 20, то ли 30 тысяч. Так же как бан­ки, они оперируют деньгами граждан. Немало случаев, когда они берут их и бесследно исчезают. И все потому, что сейчас любая организация может заре­гистрироваться в качестве турагента.
    - И как их упорядочит закон?
    - Первый шаг - создание реестра туроператоров, который будет вести уполномоченный орган при Прави­тельстве РФ - Ростуризм. Таким об­разом, под запретом окажется любая профильная деятельность вне его. Заключаемые с клиентами договоры фиксируются в базе данных Ростуризма и прозрачны для всех. Второй шаг - переход от первоначальной до­бровольности создания саморегули­руемых организаций к обязательным. Закон предусмотрит стимулы для вступления турагентов в саморегули­руемые организации, которые в итоге возьмут на себя ответственность за своих членов и запустят процесс са­моочищения.
     
    - Тарифы на услуги авиакомпаний не снизятся?
    - Такие предложения есть. Слишком дороги перелеты внутри страны, осо­бенно из европейской части на Дальний Восток. Оттого тормозится и развитие туризма. Можно начать с миниму­ма - стимулировать чартерные рейсы внутри страны льготными тарифами за счет снижения налогового бремени. Бюджет не пострадает, поскольку этой услуги раньше не было. Тогда билеты подешевеют. Желательно также вер­нуть льготы для студентов, учащихся, детей. Я в молодости благодаря 50-про­центной скидке много поездил.
     
    - Хорошо бы. Это касается всех. Так же как и инициированный депу­татами закон о торговле (ФЗ «О вне­сении изменений в отдельные зако­нодательные акты Российской Феде­рации по вопросам антимонополь­ного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности»), который сейчас рассматривается. Кстати, он ведь не сразу попал в по­вестку дня?
    - Поначалу Правительство возра­жало, и было больше на стороне ретейла. Он ведь в каком-то смысле по­сягает на его прибыль. Тут и политика замешана. Ущемляются не только рос­сийские сети, а и иностранные - «Ме­тро», «Ашан». У нас непростые отно­шения с западными партнерами, а тут их еще напрягают новыми законами... Однако регулирование отношений в торговле между сетями и поставщика­ми не только назрело, но и перезрело. Много жалоб от поставщиков на то, что крупные компании, они же сете­вые монополисты, заставляют их пла­тить за всякие сопутствующие услуги, в том числе и воображаемые. Напри­мер, за фальшмаркетинг. Вы постави­ли товар, значит, заплатите нам за его продвижение. Законопроект усиливает роль ФАС по контролю за сетевиками, сокращает примерно в полтора раза сроки оплаты поставленного в сеть товара, ныне доходящие до 180 дней. С 10 до 3 процентов уменьшится раз­мер ретробонусов за так называемые особые условия продажи товаров. Это упрозрачнит деятельность ретейла. А то сегодня он устанавливает наценку 1,5 пункта, а про 10, а то и 20, получа­емых с сопутствующих услуг, молчит.
    Квинтэссенция законопроекта - са­морегулирование, причем специфиче­ское, не такое, как в других отраслях, где в одну организацию объединяют­ся представители одноименного рода занятий - страховщики, строители и так далее. Здесь мы предлагаем объ­единить поставщиков, торговые сети и даже потребителей в едином Совете соответствующего рынка.
     
    - Все равно как коня и трепетную лань... Интересы-то у них противопо­ложные. Смогут ли они договориться между собой?
    - Конечно, мы понимаем, что это сложно. Все должно быть тысячу раз взвешено, ибо есть и риски получения обратного эффекта. Нельзя уронить торговлю. Те же укороченные сроки оплаты чреваты ударом для всех. Во-первых, россияне стали меньше поку­пать, следовательно, и денег в торгов­ле уменьшилось. Во-вторых, Россия и без того отстает от ведущих стран по доступности торговых точек на душу населения, поэтому непозволительно допустить их сокращение. Очень важ­но включить в трехсторонний диалог все заинтересованные стороны, чтобы найти решения по условиям поставки и реализации, тем же бонусам и дру­гим вопросам. Потребителям есть что предъявить не только торговле, но и производителям. Есть немало претен­зий по улучшению информации о то­варах. Обычное дело, когда на этикетке сыра в составе значится цельное моло­ко, а используется пальмовое масло.
     
    - Ну а если они по закону так и не найдут компромисса?
    - Тогда дело за арбитром в лице государства, допустим Роспотребнадзором, который и примет решение. Одобрение закона в первом чтении побудило его оппонентов к переговор­ному процессу. И поставщики, и тор­говля уже поддерживают идею созда­ния Совета рынка, это будет историче­ское решение.
     
    - Вы назвали третьим приоритетом - закон о Торгово-промышленной палате. Почему понадобилось его принимать?
    - Главная мысль - привести в соот­ветствие с законодательством реалии ее деятельности. Действующий закон о торгово-промышленных палатах при­нят в 1993 году. По нему региональные палаты получили очень большую са­мостоятельность, которой иногда зло­употребляли, вплоть до регистрации своих палат в зарубежной юрисдикции. Мы хотим добавить вертикальности в систему управления этой структу­ры. Необходимость вытекает из того, что государство делегировало ей ряд своих полномочий. Например, по вы­даче производителям сертификатов соответствия той или иной продукции. Де-факто это уже делается, теперь ут­верждается и де-юре. Опасаться пре­вращения вертикали в сквозную не стоит: закон предоставляет субъектам РФ право принимать законы о деятель­ности палат на местах. Они сохранят самостоятельность и по-прежнему бу­дут отражать специфику регионов, но впишутся в рамки федерального зако­нодательства. Это облегчит российской ТПП выстраивание единой политики, что отвечает интересам государства...
    Это важные для комитета законопроекты в нынешней сессии, ключевыми же будут рассмотрение бюджета на следующий год и формирование позиции парламента по Стратегии развития России до 2030 года, которая в определенной степени будет изложена на парламентских слушаниях 2 ноября. То есть вспоминая великого полководца Александра Суворова, хочу закончить тем, чем начал: что законодательная тактика должна вытекать из стратегии. Это касается экономики, где мы пришли к необходимости принятия важных решений по изменению модели развития.
     
    Беседовала Людмила Глазкова
    Российская Федерация сегодня