Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    РСПП предложил Центробанку более качественно регулировать банковский сектор

    13.02.2010
    Кризис показал необходимость изменений в системе регулирования банковского сектора – такую точку зрения высказал исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев, выступая 11 февраля на заседании комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности. Он считает, что в результате модернизации регулирования и надзора повысится качество и эффективность надзорной деятельности Банка России (Центробанка), что, в свою очередь, обеспечит долгосрочную стабильность финансового сектора.

    Кризис показал необходимость изменений в системе регулирования банковского сектора – такую точку зрения высказал исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев, выступая 11 февраля на заседании комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности. Он считает, что в результате модернизации регулирования и надзора повысится качество и эффективность надзорной деятельности Банка России (Центробанка), что, в свою очередь, обеспечит долгосрочную стабильность финансового сектора.

    Вице-президент РСПП вместе с ответственным секретарем комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности Сергеем Моисеевым представил участникам заседания доклад, содержащий ряд предложений по совершенствованию банковского регулирования и надзора.

    Прозвучало, что модернизацию целесообразно проводить в двух направлениях: во-первых, вводить «содержательные новации, которые затрагивают экономическую природу регулирования», во-вторых, внедрять «организационно-управленческие новации, призванные повысить качество государственного института регулирования». К содержательным новациям докладчики отнесли введение макропруденциального надзора, посредством которого ЦБ поддержит системную стабильность всего финансового сектора, а не только отдельных банков, и контрциклическое регулирование, направленное на сглаживание отрицательных эффектов кредитного цикла. А в качестве организационно-управленческой новации была названа административная реформа системы надзора ЦБ, необходимая, по мнению авторов документа, для институциональной поддержки перехода регулятора на «содержательный, риск ориентированный» надзор.

    В рамках осуществления макропруденциального надзора эксперты считают целесообразным внести изменения в структуру банковского регулирования и надзора: начать формировать на базе ЦБ финансовый мегарегулятор – орган, регулирующий отношения в финансовой сфере, и организовать специальный надзор за системообразующими банками. Говоря о втором направлении макропруденциального надзора, А. Мурычев особо подчеркнул, что для крупнейших банков может быть применено специальное банковское регулирование, поскольку такие учреждения очень сильно влияют на стабильность всего банковского сектора. «Системообразующие банки, - сказал он, - это те банки, которые очень сильно развиты, с большой инфраструктурой, у них большие объемы средств населения. Это прежде всего государственные банки и крупные частные банки».

    Что касается мер контрциклического регулирования, то речь шла создании динамических резервов банков на случай возможных потерь и о двух рыночных мерах – страховании кредитов и страховании банками собственного капитала. Особого внимания заслуживает тема динамических резервов. Как пояснил С. Моисеев, динамическое резервирование подразумевает, что в течение кредитного бума банки должны начислять дополнительные резервы, которые используются в период кризиса. Таким образом, резервы на возможные потери будут отражать не только текущие потери, но и долгосрочные, ожидаемые. Благодаря накопленным дополнительным средствам ослабляется нагрузка на собственный капитал и прибыль банков в периоды финансовой нестабильности.

    Стоит отметить, что документ вызвал оживленную дискуссию участников заседания, среди которых были представители органов власти, некоммерческих организаций, банковского сообщества. Многие из собравшихся в целом одобрили документ. Так, ученый-экономист, член Общественной палаты Глеб Фетисов и генеральный директор Агентства по страхованию вкладов Александр Турбанов отметили его своевременность. Последний указал также на такое достоинство доклада, как комплексный характер содержащихся в нем предложений. Первый заместитель председателя правления «Альфа-Банка» Андрей Соколов высказал мнение, что материал весьма полезен для начала дискуссии на очень актуальную тему регулирования.

    В то же время участники выразили несогласие с отдельными тезисами доклада. В частности, много замечаний вызвала идея формирования финансового мегарегулятора. Генеральный директор национального рейтингового агентства RusRating Ричард Хейнсворт уверен, что создание мегарегулятора не является «решением макропруденциальной функции». Кроме того, считает он, формирование органа будет в ущерб уже существующим регуляторам. Подобную точку зрения высказали Г. Фетисов, президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, президент Международного банка Санкт-Петербурга Сергей Бажанов.

    У А. Соколова протест вызвало предложение о специальном надзоре за системообразующими банками. Нужны, заявил он, одинаковые требования ко всем членам банковского сообщества. Кроме того, заметил представитель «Альфа-Банка», многие пункты доклада подразумевают изменения в законодательстве, это тоже стоит учитывать.

    А. Турбанов, анализируя предложение о страховании кредитов, высказал опасение, что подобная мера вызовет финансовую нагрузку на банки, которые, в свою очередь, будут перекладывать ее на заемщиков.

    Президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков указал на некоторые противоречия, имеющиеся, на его взгляд, в докладе. Например, вводя контрциклическое регулирование и увеличивая в периоды экономического роста резервы, банки вынуждены будут сдерживать кредитование. «Мы, таким образом, действуем против цели, которую сами себе поставили», - подметил А. Аксаков.

    Представитель ЦБ, директор департамента банковского регулирования и надзора Алексей Симановский делясь впечатлениями от доклада, отметил, что здесь прослеживается попытка приживления у нас идей мирового банковского сообщества. «Это абсолютно правильно», - считает он. Важно лишь продумать все предложения, а прежде всего четче определить причины банковского кризиса в России. Разобраться, какие риски в ходе кризиса были реализованы и почему они были реализованы. По мнению А. Симановского, кризис во всем мире и в России в частности, произошел из-за того, что не были идентифицированы финансовые риски. Представитель ЦБ также высказал убеждение, что микропруденциальный подход – «это первое и главное для надзора, во всяком случае, на ближайший период времени», и указал на противоречия в докладе, касающиеся подходов.

    А. Мурычев в завершении заседания поблагодарил всех участников за активное участие в дискуссии и пообещал, что все предложения будут учтены, доклад в доработанном виде 19 февраля будет представлен на Консультативном совете при председателе Банка России.

    www.allmedia.ru