Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    Государство пошло в частные банки

    18.01.2010
    Сделка. В программе обмена «префов» банков на ОФЗ появился первый участник. Эксперты считают, что государство использует этот факт в качестве рекламы не особенно популярного механизма докапитализации.

    Сделка. В программе обмена «префов» банков на ОФЗ появился первый участник. Эксперты считают, что государство использует этот факт в качестве рекламы не особенно популярного механизма докапитализации.

    «Банк посчитал для себя перспективным участие в данной федеральной программе, хотя быть первыми всегда сложно», – уверяет заместитель председателя правления Инвестторгбанка Евгений Лузин. Именно «Инвестторг», по всей видимости, обретет статус первопроходца – в конце декабря его акционеры одобрили докапитализацию на 6 млрд рублей за счет выпуска привилегированных акций, которые будут обменяны на ОФЗ. После завершения эмиссии капитал банка увеличится до 12,4 млрд рублей

    До сих пор ни один банк не выражал желания использовать данную схему, хотя с проблемой нехватки капитала в этом году могут столкнуться, по разным оценкам, от 8 до 10% кредитных организаций. В конце ноября 2009 года заместитель министра финансов России Алексей Саватюгин даже заявил, что «система [докапитализации через ОФЗ] придумана и создана как последний рубеж обороны для банков, которые не могут найти фондирование на рынке или у своих учредителей». Впрочем, у банкиров могут быть и другие резоны. «Возможно, это инициатива Мориса Гринберга (бывший руководитель AIG, владелец фонда Starr International, контролирую­щего 19,99% Инвестторгбанка – «Ф.»), который захотел, чтобы государство поучаствовало в его банковском бизнесе, – предполагает президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. – Возможно, он рассчитывает на какие-то совместные проекты с государством в перспективе».

    «Это своего рода эксперимент, – согласен аналитик «Уралсиба» Леонид Слипченко. – Многие сейчас будут внимательно наблюдать, что получится у Инвестторгбанка». Аналитик не исключает, что его пример может послужить неким PR-ходом для не слишком пока популярной госпрограммы. До сих пор этому не поспособствовали ни прекращение ВЭБом приема новых заявок на получение субординированных кредитов, ни предупреждения ЦБ о том, что объемы средств, предоставляемых на беззалоговых аукционах, будут сокращаться.

    Лучше деньгами.

    Председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению и одновременно совладелец Промсвязьбанка Дмитрий Ананьев в интервью «Ф.» в декабре прошлого года говорил, что программа обмена «префов» на ОФЗ требует доработки. Банкиров пугает жесткий госконтроль – представитель государства может быть назначен в совет директоров кредитной организации, где будет иметь право вето при принятии решений о выплате дивидендов, увеличении уставного капитала, размере бонусов топ-менеджерам. Кроме того, процедура докапитализации посредством такого механизма достаточно сложна. «Административные препоны могут превратиться в оковы для желаю­щих увеличить капитал», – считает партнер компании ФБК Алексей Терехов.
    К тому же для банков это не дешевая программа, отмечает аналитик «Ак Барса» Полина Лазич, ведь кредитной организации необходимо будет обеспечить определенную доходность по «префам», которая должна превышать доходность ОФЗ. В противном случае будет принято решение об отмене премиальных и бонусных выплат высшему менеджменту. По этой причине банки пока предпочитают другие механизмы увеличения капитала. Так, по словам Анатолия Аксакова, только за последнее время к нему обратились представители нескольких кредитных организаций с просьбой найти инвесторов.

    По мнению участников рынка, вместо сложной процедуры обмена акций на гособлигации Минфин мог бы предложить банковскому сектору, к примеру, госгарантии по кредитам или прямое вхождение в капитал деньгами, а не бумагами. «Я продолжаю скептически относиться к данной программе, – признает Анатолий Аксаков. – Ее участниками могут быть кредитные организации, которые или сознательно желают привлечь государство в качестве партнера, или же испытывают серьезные финансовые трудности, и готовы поступиться своей самостоятельностью». Тем не менее, в бюджете на 2009 год на докапитализацию банков за счет ОФЗ закладывалось 150 млрд рублей, на 2010 год – 100 млрд. «Государственное участие в капитале даст существенные конкурентные преимущества в реализации стратегии развития банка. Прежде всего, улучшаются рейтинги кредитной организации по основным показателям, повышается доверие со стороны населения, появляются дополнительные возможности по кредитованию», – перечисляет Евгений Лузин из Инвестторгбанка.

    Страшно за скелеты.

    Несмотря на это, по мнению Леонида Слипченко, банки из топ-30 вряд ли будут участвовать в этой программе. На встрече банкиров с представителями Минфина в сентябре прошлого года прозвучала идея снизить требования по величине активов кредитных организаций, имеющих право участвовать в программе, с 30 млрд до 10 млрд рублей, чтобы допустить к ней средние банки, испытывающие проблемы с достаточностью капитала (банк должен иметь еще определенный рейтинг по национальной шкале). «Но небольшие банки могут отказаться от участия в программе по причине того, что у многих имеются «скелеты в шкафу», которые неизбежно вылезут в случае появления в кредитной организации государственного представителя», – считает Полина Лазич. Так, представителям АСВ уже не раз приходилось сталкиваться с самыми затейливыми формами серых схем в организации работы банков, которым в кризис потребовалась помощь.

    По мнению Анатолия Аксакова, из-за всех сложностей в течение года механизмом обмена привилегированных акций на ОФЗ воспользуется не более десятка банков. «Этот вопрос может стать более актуальным в середине 2010 года – к тому времени часть банков будет вынуждена зафиксировать убытки, – считает Алексей Терехов. – Среди тех, кому потребуется докапитализация, могут оказаться и крупные кредитные организации. Есть предпосылки, что кредитные портфели многих банков из топ-100 окажутся хуже, чем ожидается». Учитывая, что ситуация в экономике остается сложной, по мнению Алексея Терехова, убытки в банковской системе будут накапливаться, и наиболее вероятно, что «дыры» будут затыкаться с помощью государственных средств. По мнению экспертов, «подкинуть» клиентов для этой программы может само государство. «Власти административными рычагами пытаются заставить банки выдавать кредиты, но в условиях нестабильности в экономике непонятно, какого качества будут эти заемщики. Вероятно, что банкам понадобятся средства на доформирование резервов», – считает Алексей Терехов. По его словам, тенденция станет понятна в течение ближайших 1,5–2 месяцев, после публикации банками годовых отчетов. «Если кредитные портфели будут сокращаться, то банки смогут продержаться и без докапитализации, но если будет наблюдаться рост портфелей, то число участников программы обмена акций на ОФЗ может существенно увеличиться», – считает Алексей Терехов.

    Александр Зарщиков,
    журнал «Финанс»