Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    О чем говорят банкиры? Это не секрет…

    06.11.2013
    В середине октября в Москве на VIII ежегодную конференцию для СМИ, организованную Банковской группой «Альфа-Банк», собрались не только представители банковского сообщества и журналисты, но и ведущие российские экономисты, эксперты финансового рынка, государственных и регулирующих организаций, представители Государственной Думы. Тема конференции: «Российский банковский сектор: замедление темпов роста. Поиск решения». Стабильно, но тревожно

    Несмотря на то что ситуация в целом в российском банковском секторе сегодня  считается стабильной, тревожные сигналы этот сегмент рынка все-таки подает. Это и всеобщее снижение спроса на кредиты, и серьезный рост просроченной задолженности физических лиц, и ухудшение качества обслуживания этого долга. Эти и некоторые другие факты заставляют банкиров серьезно задуматься о путях дальнейшего развития банковской отрасли.

    Известно, что основным источником прибыли банков является маржа — разница между процентным доходом и расходом коммерческого банка. Или, если говорить очень примитивно, это — разница между процентными ставками по кредитам и вкладам.

    Сегодня, по словам главного управляющего директора Альфа-Банка Алексея Марея: «Маржа банковской системы стагнирует: она по-прежнему высока, но не растет».

    А любое успешное коммерческое предприятие, в том числе, конечно же, и банки, заинтересовано в увеличении доли прибыли. Потому что это — развитие. И не только для самих банков, но и для государства.

    “Деньги – кровь государства”, — заявил английский философ-материалист Томас Гоббс еще в 16 веке. С тех пор банки нередко называют с кровеносной системой экономики. Теоретически именно банки должны обеспечивать финансовыми ресурсами бизнес и сопровождать исполнение государственных бюджетов. Ну и, конечно же, помогать нам, простым гражданам, удовлетворять свой потребительский спрос.

    А спрос у населения есть. И не только на кредиты, но и на депозиты, поскольку на сегодняшний день банковские депозиты, пожалуй, единственный относительно надежный и доступный способ для граждан уберечь деньги от инфляции. Темпы роста розничного привлечения (так банкиры называют деньги, которые население несет в банк) сегодня сохраняются.

    Вклады против кредитов

    Складывается ситуация, когда часть населения, привлекаемая высокими процентами по депозитам, все охотнее несет деньги в банк, а другая часть граждан стала менее активно брать кредиты. Потому что не в состоянии по ним платить. Если снизить проценты по кредитам и не снижать ставки по депозитам, то маржа банка уменьшится. Если ставки по депозитам уменьшить (что сейчас мы в принципе и наблюдаем), то населению станет невыгодно держать деньги в банке. А ведь эти деньги банки пускают в том числе и на выдачу кредитов.

    Отвечая на вопрос журналистов, о том, что будет дальше с процентными ставками по депозитам, главный экономист Альфа-Банка аналитик Наталия Орлова предположила, что какое-то время депозитные ставки будут неизменны, но потом снова начнут расти:

    — Экономика, которая экспортирует капитал, дает сигнал, что по текущим ставкам люди не готовы сберегать капитал внутри страны — это касается и компаний, и физических лиц. С другой стороны, усилия по сдерживанию инфляции имеют определенный результат, что дает свой потенциал для движения ставок вниз, но только теоретически. Этот потенциал недостаточно значим, чтобы перекрыть все риски, поэтому ставки будут неизменны и вскоре будут немного расти.

    Кстати, у обывателя может возникнуть вполне резонный вопрос: а почему бы банкам, учитывая ситуацию, не поступиться своей доходностью? Дело в том, что принципиально это проблему не решит. Ведь маржа банка не является его прибылью в чистом виде, которую банк тратит в свое удовольствие на «золотые парашюты». Маржа идет на покрытие налогов и убытков от тех или иных операций, на покрытие так называемого “бремени” – превышение беспроцентного дохода над беспроцентным расходом, на банковские риски, а также на развитие технологий и улучшение сервиса и т. д. И чем крупнее банк, тем больше у него таких расходов.Обещать не значит сделать

    В вопросе формирования ставок по депозитам необходимо учитывать и позицию Центробанка, который может в любое время вмешаться в правила игры на рынке финансовых услуг. Так, в рамках консолидированного надзора ЦБ намерен рекомендовать своим территориальным учреждениям ограничивать ставки по вкладам на одном уровне. Сейчас Центробанк не рекомендует банкам привлекать вклады по ставке выше средней максимальной ставки топ-10 банков плюс 2 процентных пункта.

    Вряд ли российские вкладчики в ближайшее время дождутся и увеличения страховой суммы по вкладам с 700 тысяч рублей до 1 миллиона, несмотря на то что закон об этом в первом чтении уже принят, а в окончательном его обещали принять до конца года. Кстати, в последний раз страховая сумма по вкладам поднималась в 2008 году. Учитывая уровень инфляции за прошедшие пять лет, логично было бы страховую сумму по вкладам повысить. Но против этой меры выступают, к примеру, представители крупных российских банков, считая банковский бизнес бизнесом больших игроков, мол, мелкие и средние банки, особенно с сомнительной репутацией, должны уйти с рынка.

    Об этом на конференции говорил, и депутат ГД РФ, член Комитета по финансовым рынкам, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. Заметив, правда, что многие средние и мелкие банки являются вполне устойчивыми и соблюдают финансовую дисциплину.

    И почему Россия не Швейцария?

    Чем же мелкие банки не угодили крупным? У мелких и средних кредитных организаций нет доступа к «дешевым» деньгам ЦБ, поэтому есть проблема с нехваткой ликвидности для выдачи кредитов. И есть только один способ борьбы за средства вкладчика — повышение процентов по вкладам. При этом вкладчик, если сумма его депозита укладывается в страховые 700 тысяч рублей, ничем не рискует.  Поэтому между надежностью банка и доходностью по вкладу люди чаще выбирают доходность — то есть банки мелкие и средние. Крупные считают эту ситуацию «несправедливой» и предлагают возмещать вкладчику только основную сумму вклада, а не всю сумму с набежавшими процентами, как это делается сейчас.

    — Сегодня вкладчики зачастую кладут деньги в банк не для того, чтобы уберечь их от инфляции, а спекулятивно заработать, — заметил на конференции  Алексей Коровин, член Правления Альфа-Банка, руководитель блока «Розничный бизнес».

    Если предлагаемая мера будет введена, то множество мелких банков, утратив едва ли не единственное конкурентное преимущество перед крупными, попросту разорится. Ну или объединится в более крупные, что весьма проблематично: успешных объединений на практике — единицы.

    В любом случае давление на мелкие и средние банки будет продолжено — и под видом чистки рядов, и в связи с ужесточением разного рода законодательных требований, и уже в 2014 году количество банков будет сокращено. По мнению экспертов, в ближайшие годы в России останется около 500–600 банков. Некоторые называют другие цифры — 200–300 банков.

    Выиграют ли от всего этого граждане? Это вопрос. Всегда лучше, когда у потребителя есть выбор, а на рынке — конкуренция. К примеру, на территории маленькой Швейцарии сегодня функционирует более 600 банков, как крупных, так и мелких.  По состоянию на 1 октября 2013 года в России действовало 879 коммерческих банков (сейчас уже меньше). Для сравнения: площадь Швейцарии равна 41,3 тысячи квадратных километров, а площадь России  примерно 17,1 миллиона квадратных километров. Дело же, как всегда, не в количестве, а в качестве кредитно-финансовых организаций. С качеством же у нас в стране пока и в самом деле есть проблемы.

    Замедление — еще не падение, но задуматься стоит

    Если выплата процентов по вкладам для банков – это расходы, то выдача кредитов приносит доход. Поэтому, несмотря на то что темпы роста кредитования в банковском секторе остаются пока еще высокими, их замедление не может не беспокоить специалистов. К тому же, по всем прогнозам, в будущем году это замедление продолжится. Крупные банки особенно беспокоит ситуация с корпоративными клиентами, с которыми связан их основной кредитный портфель. Корпоративные клиенты банка – это различные государственные и коммерческие предприятия, которые находятся на расчетно-кассовом обслуживании в этом банке, а также пользуются другими банковскими услугами.

    — Замедляющаяся экономика создает кредитные риски, — пояснила аналитик Альфа-Банка Наталья Орлова. — Поэтому в ближайшие 3–6 месяцев мы увидим ухудшение качества кредитного корпоративного портфеля. Банки будут относиться к заемщикам еще более осторожно.

    С ней согласен и Алексей Марей:

    — Прибыльность корпоративного сектора снижается. Многие корпоративные клиенты чувствуют, что работают на грани рентабельности. В первую очередь это касается компаний, ориентированных на экспорт металлов и угля.

    Однако в целом ситуация в банковской сфере пока еще довольно хорошая.  Как заметил директор Департамента надзора за системнозначимыми кредитными организациями Банка России Михаил Ковригин:

    — Банки успешно зарабатывают себе на хлеб.

    По его словам, прибыль банков за 9 месяцев текущего года уже составила 751 млрд, а, по прогнозу, до конца года составит один триллион рублей.

    Кредиты для населения: в высоких ставках виновата инфляция

    Что касается темпов роста розничного кредитования, то есть займов, выдаваемых населению на личные нужды — на покупку автомобиля, мебели, бытовой техники, и т. д., то и здесь отмечается снижение темпов роста до 30%. Это по-прежнему очень хороший рост, но его замедление не может не вызывать беспокойства у специалистов.

    Вообще розничное кредитование — одно из самых перспективных направлений деятельности банков. Эту нишу более активно осваивают мелкие и средние банки, ведь им труднее заполучить корпоративных клиентов. В последнее время, чуть понизив ставки по депозитам, коммерческие банки смогли немного понизить их и по кредитам, привлекая тем самым новых клиентов.

    Однако ждать дальнейшего снижения кредитных ставок вряд ли стоит — розничное кредитование сопряжено со значительными рисками. В первую очередь это риск невозвратов. Граждане, переоценивая свои возможности, набирают по несколько небольших кредитов на короткие сроки, тем самым увеличивая свою ежемесячную долговую нагрузку и… в один далеко не прекрасный момент с ней не справляются.

    Между тем есть мнение, что требования Банка России по повышению резервов по розничным кредитам приведут к снижению ставок для граждан с хорошей кредитной историей и увеличению – для заемщиков с повышенным риском.

    А депутат Госдумы Анатолий Аксаков и вовсе считает, что, с учетом уровня инфляции, реальные кредитные ставки в наших банках не так уж и высоки по сравнению с западными. И даже выразил надежду: если инфляция в нашей стране будет снижаться, как это планирует правительство (к примеру, методом замораживания роста тарифов для хозяйствующих субъектов), то и ставки по кредитам могут быть снижены. По депозитам, к сожалению, тоже…

    Впрочем, другой эксперт — директор Научно-исследовательского финансового  института Министерства финансов РФ Владимир Назаров считает, что надежды на низкую инфляцию вряд ли оправдаются, мотивируя это тем, что «для бюджета низкая инфляция — это плохо».

    Низкая инфляция для правительства это действительно — большая роскошь, ведь инфляция выше той, что запланирована, всегда означает дополнительные доходы бюджета. К тому же не стоит забывать, что реальная инфляция у нас гораздо выше официальной. Так что пока о низких кредитных ставках приходится только мечтать.

    Не ждите дешевой ипотеки. Ее пока не будет.

    Со снижением ставок по ипотеке дела обстоят не лучше. Здесь кредитные риски, как для заемщика, так и для банка наиболее высоки.  Ведь ипотека — это длинные деньги, то есть деньги, выдаваемые на длительный срок — иногда до 20–30 лет.

    Отдавая деньги заемщику вдолгую, банк рискует не только и не столько тем, что заемщик в один прекрасный момент не сможет обслуживать свой долг (здесь по-крайней мере есть залог). Есть еще инфляционные риски, которые на столь  длительный срок трудно прогнозировать. И вполне может быть так, что заложенная ставка по ипотечному кредиту станет для банка неактуальной, вплоть до убыточной. Есть риск падения цен на недвижимость — тогда ликвидность ипотечного жилья понизится. И если заемщик перестанет платить, банку придется реализовывать объект по цене ниже той, которая была изначально. Есть даже риск того, что… клиент вернет ипотечный долг слишком быстро. Это отразится на снижении прибыльности операций по ипотечному кредитованию и может привести к несбалансированности активов и пассивов банка. На практике этот последний риск оправдывается чаще всего: редко кто платит ипотеку по 20 — средний срок погашения ипотечного кредита сегодня составляет 5 лет.

    Если говорить о стоящемся жилье, то здесь добавляются риски особенностей строительного бизнеса — его зависимость от роста или падения цен на металл, цемент, песок и другие стройматериалы, расходы на разного рода техприсоединения и проч.

    Есть и другие риски. Все их банки просчитывают и закладывают в стоимость ипотечного кредита… Поэтому и расширять долю ипотечного кредитования, как продукт высокорискованный, многие банки не спешат. К примеру, в том же Альфа-Банке доля ипотечных кредитов в портфеле составляет всего 5%.

    Как справедливо заметил на конференции руководитель блока «Розничный бизнес», член Правления Альфа-Банка Алексей Коровин:

    — Как только в нашей стране начнет активно развиваться рынок ипотечного кредитования, это будет свидетельством выздоровления нашей экономики.

    Потому что ипотека — это развитие не только строительной отрасли, но и других, смежных с ней, отраслей.  И это развитие будет означать, что страна наконец-то не проедает деньги, а вкладывает их в реальный сектор. Сегодня такие вложения, к сожалению, невыгодны и рискованны.

    Коллекторы спешат на помощь

    Если о росте кредитования специалисты банковского рынка говорят с умеренным оптимизмом, то рост просроченной задолженности по кредитам мало кого радует. И поскольку «выбивание» долгов из заемщиков вид деятельности для банков не профильный, эту функцию они все охотнее передают коллекторским агентствам. В связи с этим растет спрос на услуги коллекторов, что называется «под ключ» — вплоть  до судебного взыскательства.

    К тому же, если раньше к услугам коллекторов банки прибегали только в отношении так называемых «старых» долгов, то сегодня просрочка по кредиту до одного года уже чревата для заемщика встречей с коллектором. При этом банки заинтересованы в работе так называемых добросовестных коллекторских агентств — тех, кто работает в правовом поле. А таких, желающих закрепиться на рынке коллекторских услуг всерьез и надолго, по мнению председателя Правления «Сентинел Кредит Менеждмент» Ольги Мазуровой, начиная с 2008 года становится все больше. Их методы не утюг и паяльник, а прикладная психология и правовая грамотность. В свою очередь, банки тоже идут навстречу заемщику-должнику, устраивая, к примеру, дисконтные акции: когда большую часть долга заемщик гасит добровольно, а оставшуюся выплачивает со скидкой.

    Что касается портрета среднестатистического должника, то он, по словам Ольги Мазуровой, выглядит примерно так: это мужчина (или женщина) со средним специальным или профессиональным образованием, в возрасте от 30 до 40 лет, житель малого населенного пункта отдаленного жилого региона.

    Малый бизнес как объект кредитования

    Что касается кредитов для малого бизнеса и предпринимателей, то здесь, похоже, есть чем обнадежить. Если до недавнего времени эта категория заемщиков была банкам интересна мало, то сегодня ситуация начинает меняться.

    В настоящее время в России насчитывается примерно 4,2 млн компаний, которые можно отнести к этому сегменту бизнеса. Вообще-то для банков это — очень сложный объект для кредитования ввиду непрозрачности их бизнеса. Банки пробовали закрывать свои риски повышенными ставками, но этот путь себя не оправдал. Система залога в этом сегменте также не работает: как показывает практика, товарные остатки, в случае проблем с выплатой кредитов, могут быть вывезены за одну ночь, автомобили переписаны и проданы, а недвижимости, которую можно было бы взять в залог, у предпринимателей и бизнесменов, как правило, нет.

    Депутат Госдумы Анатолий Аксаков считает, что удешевить привлекаемые банками ресурсы поможет принятие закона о секьюритизации активов, который сейчас обсуждают в Центробанке: под кредиты, выданные малому и среднему бизнесу, будут выпускаться ценные бумаги, самые надежные из которых ЦБ будет принимать в качестве обеспечения при рефинансировании.

    — Надеюсь, что такой закон будет принят, – говорит Аксаков. – В результате механизм рефинансирования кредитных организаций оптимизируется и они смогут на возобновляемой основе получать ресурсы, чтобы  кредитовать малый и средний бизнес по более низким ставкам.

    Впрочем, сами бизнесмены пока не очень-то расположены брать кредиты на свое развитие.

    — Только двум из десяти компаний малого бизнеса нужны кредиты, — поделился опытом руководитель блока «Массовый бизнес», член Правления Альфа-Банка Михаил Повалий, — остальные крутятся как-то сами.

    И это вовсе не потому, что наши предприниматели не нуждаются в деньгах. Скорее всего, они просто более-менее трезво оценивают свои возможности. Дело в том, что сегмент малого и среднего бизнеса — среда очень высококонкурентная. Процесс регистрации малого предприятия у нас долгий и сильно забюрократизирован. К тому же увеличивающаяся налоговая нагрузка не позволяет бизнесу выходить на  рентабельность, выводить свою деятельность из тени.

    Учитывая все эти сложности, некоторые особо продвинутые  банки стали предлагать качественно новый продукт для такой категории своих клиентов — не просто выдавать кредиты, а помогать вести бизнес, предоставляя дополнительные услуги небанковского профиля. Например, специальные условия на товары и услуги для бизнеса. Это — скидки на бухгалтерские, юридические, информационные, консалтинговые, охранные и многие другие услуги. Скидки на канцелярские товары и расходные материалы для оргтехники, стройматериалы, автозапчасти и т. д. Чтобы всем этим пользоваться, достаточно открыть в банке расчетный счет.

    Итак. Подводя итоги можно сказать одно: несмотря на неблагоприятные экономические прогнозы специалистов относительно развития мировой экономики и медленное вползание в стагнацию экономики российской, наши банки чувствуют себя уверенно — решают текущие задачи и  думают о перспективе.  И это обнадеживает, ведь стабильная работа кредитно-финансовых учреждений, как бы то ни было, говорит о стабильности в государстве в целом.

    Юлия СТУС
    Абакан — Москва — Абакан



     
    Абакан Сегодня