Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    Гласность — перестройка — ускорение

    20.05.2013

    Ключевой для финансовой отрасли законопроект — о мегарегуляторе — принят в первом чтении. Но даже если формально новая структура будет создана очень быстро, на чем настаивают чиновники и депутаты из профильного комитета, то на приток инвестиций в Россию это не повлияет. По мнению экспертов, инвесторы сперва должны убедиться, что мегарегулятор эффективен.

    Перед заседанием Госдумы председатель комитета по финансовому рынку Наталья Бурыкина решила придать депутатам «ускорение». То есть призвала их как можно быстрее принять законопроект «О мегарегуляторе финансовых рынков» — во избежание серьезных проблем как для экономики нашей страны в целом, так и для граждан.

    Речь идет о создании единого государственного органа, регулирующего и контролирующего финансовый рынок России, на базе Центробанка — путем присоединения к нему Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). В частности, ЦБ должен получить дополнительные обязанности в области регулирования пенсионных накоплений и по надзору в сфере обязательных видов страхования. Вновь созданный мегарегулятор будет курировать и страховой, и инвестиционный, и банковский рынки.

    Наталья Бурыкина выразила опасение, что если проект не будет принят в ближайшее время, то у нас могут быть такие же проблемы, какие были в других странах. «Тогда полетели банки, в первую очередь инвестбанки, которые потянули за собой всю мировую финансовую систему. Поэтому наша задача — пока не поздно, создать единый мегарегулятор и наполнить его качественно новыми функциями, качественно новой системой надзора для того, чтобы мы не проснулись завтра и не узнали о том, что потеряли свои деньги, — предостерегла Бурыкина. — И чем быстрее мы это сделаем, тем лучше будет для нашей страны».

    Замминистра финансов Алексей Моисеев в своем выступлении перед парламентариями отметил, что смысл данного законопроекта заключается в необходимости проведения радикальной реформы надзора и контроля на финансовых рынках. «Сейчас уровень надзора, как с точки зрения качества, так и с точки зрения обеспечения его современными технологиями, достаточно низок», — посетовал замминистра финансов.

    В беседе с обозревателем портала Банки.ру Моисеев сообщил, что необходимость срочного принятия закона о мегарегуляторе обусловлена требованием президента РФ Владимира Путина и вызвана объективной экономической потребностью — во избежание негативных последствий для рынка.

    Заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков также уверен, что чем дольше тянуть с принятием данного закона, тем хуже для рынка в целом. Но, по его мнению, дело не столько «в угрозе апокалипсиса», сколько в том, что сотрудники ФСФР с момента начала обсуждения темы создания мегарегулятора (тема всерьез обсуждается с середины 2012 года — с момента, когда соответствующее предложение озвучил первый зампред правительства РФ Игорь Шувалов) находятся в «подвешенном» состоянии.

    »Из-за этого они работают недостаточно эффективно, без необходимого энтузиазма и мотивации. Разумеется, так быть не должно, — пожаловался Аксаков в беседе с обозревателем портала Банки.ру. — Поэтому и нужно поторопиться с созданием единой структуры, чтобы появилась полная определенность».

    Руководитель информационно-аналитической службы Банки.ру Вячеслав Путиловский напомнил, что указом президента России от 4 марта 2011 года был упразднен Росстрахнадзор, а его функции были переданы ФСФР. Теперь ФСФР хотят присоединить к Банку России. «Думаю, что основной причиной такого объединения, не связанной с политикой и переделом сфер влияния, является неэффективность надзора со стороны ФСФР, — комментирует Путиловский. — С политической точки зрения, думаю, важно принять указанный закон до официального вступления в должность председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной, то есть до последней декады июня, когда истекают полномочия нынешнего главы регулятора Сергея Игнатьева».

    Путиловский подчеркнул, что новый глава ЦБ в этом случае автоматически получает уникальные полномочия по надзору за финансовым сектором.

    Наталья Бурыкина уверена, что ЦБ сможет обеспечить высокий уровень регулирования и надзора над всеми участниками финансового рынка. «ЦБ, аппарат которого чуть меньше 60 тысяч человек, надзирает за тысячей банков и еще за небанковскими кредитными организациями. Естественно, что там мощная структура, которая готова дать свой ресурс для того, чтобы изменить качество регулирования и надзора на этом рынке, — сказала Бурыкина, выступая перед коллегами. — Вопрос в том, что мы не понимаем ситуацию, в которой находятся негосударственные пенсионные фонды и страховые компании. Мы не понимаем, что делают эти участники финансового рынка с деньгами, которые они получают от населения. Нам нужен контроль над этими деньгами».

    По мнению Вячеслава Путиловского, именно ЦБ наиболее эффективно справляется с надзором за финансовым сектором, даже при всех своих нареканиях и огрехах.

    По словам Бурыкиной, на финансовом рынке обращается около 2 трлн рублей пенсионных накоплений и около 1 трлн рублей страховых средств. А Алексей Моисеев привел данные о том, что передача полномочий ФСФР Центробанку позволит государству экономить около 3 млрд рублей в год. «Размер экономии символический», — отметил Моисеев, добавив, что именно такую сумму составляют расходы ФСФР. Впрочем, заместитель председателя Банка России Сергей Швецов заявил, что реформа финслужбы проводится не только ради экономии. «Реформа призвана дать эффект в области регулирования, а не экономию бюджета», — сказал Швецов, отвечая на вопросы парламентариев.

    Директор аналитического департамента ИФК «Метрополь» Марк Рубинштейн согласен с тем, что законопроект о мегарегуляторе неплохо бы было побыстрее провести через парламент, поскольку над ним уже давно идет работа. «Но в случае некоторого промедления страна, конечно же, не рухнет», — успокоил Рубинштейн. На его взгляд, мегарегулятор для России — достаточно логичная структура, отвечающая духу и требованиям рынка. Его создание даст позитивный синергетический эффект как в плане эффективности надзорной работы, так и в плане экономии средств налогоплательщиков.

    Однако независимые эксперты, опрошенные порталом Банки.ру, сходятся во мнении, что мегарегулятор сперва должен себя проявить как эффективная структура, чтобы инвесторы увидели для себя перспективы работы на нашем рынке.

    Марк Рубинштейн в свою очередь констатировал, что появление мегарегулятора само по себе не так уж важно с точки зрения инвесторов. «Как таковое изменение структуры автоматически не приведет к тому, что инвесторы давно ждут: в частности, к более серьезной защите их прав», — уточнил директор аналитического департамента ИФК «Метрополь».

    banki.ru