Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    «Помощь малому бизнесу должна быть в виде витамина, а не в виде бесплатной похлебки»

    19.03.2013

    Две основные проблемы российских предпринимателей - нестабильность и высокие кредитные ставки

    Малый бизнес в стране чувствует себя все хуже. С начала года уже прекратили свою работу 300 тысяч индивидуальных предпринимателей. Причины называют самые разные: это и резкое повышение страховых взносов, и запрет торговать пивом в ларьках, и отмена различных льгот. Еще одна важная проблема - высокие кредитные ставки и недоступность ресурсов для бизнесменов. В редакции «Комсомолки» прошел «круглый стол» на тему «Кредитование малого и среднего бизнеса: как выбрать «свой» банк». На нем чиновники, банкиры и представители общественных организаций пытались найти решение, как помочь малому бизнесу в стране.

    Наталья Ларионова.
    Наталья Ларионова.
    Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

    КРЕДИТОВАНИЕ РАСТЕТ, ИНВЕСТИЦИИ - НЕТ

    - Сейчас у бизнеса две большие проблемы: это повышение страховых взносов и кредитование, - рассказала в начале «круглого стола» Наталья Ларионова, директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития. - О первой говорили много, хотелось бы затронуть вторую. По сравнению с 2008 годом объем кредитования вырос в 1,75 раза. По данным Центробанка, если до кризиса по новым кредитам малому и среднему бизнесу объем рынка составлял 4 трлн. рублей в год, то в прошлом году этот показатель составил 7 трлн. рублей. Это данные Центробанка. Если говорить об обороте, который дает сектор, то здесь цифры тоже вполне симпатичные. Если 2008 год мы закончили с 28 трлн. оборота, то прошлый год дал 35 трлн. рублей. Тем не менее во всех этих цифрах нас настораживает один факт - у нас не растут инвестиции. Если в 2008 году на эти цели бизнес потратил 500 млрд. рублей, то в прошлом - всего 280 млрд.

    Анатолий Аксаков.
    Анатолий Аксаков.
    Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

    Наибольшей популярностью у бизнеса пользуются короткие кредиты - на пополнение оборотных средств. И в основном деньги в долг берут торговые компании. А вот тех, кто инвестирует в развитие, практически нет. Да и занять деньги на долгий срок сейчас проблематично.

    - Объемы кредитования малого бизнеса в последний период восстановились и достигли докризисного объема, - констатировал Анатолий Аксаков, президент Ассоциации региональных банков России. - Доля малого бизнеса в общем объеме кредитного портфеля сейчас примерно 22%. В основном это торговый сектор. Более того, если в прошлом году потребительское кредитование выросло на 40%, то нефинансовый сектор - всего на 12%. Это очень сильное падение, потому что в позапрошлом году рост составлял 24%. На что жалуются предприниматели? Для инвестиций требуются длинные ресурсы, но в наших банках их традиционно нет, потому что пенсионные деньги нам не дают, а другие источники длинных ресурсов недостаточны.

    Комсомольская правда