Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    Анатолий Аксаков: "Диалог регуляторов и банкиров дает возможность найти общие решения"

    13.02.2013
    14-15 февраля в подмосковном пансионате "Бор" состоится традиционная встреча представителей банковского сообщества с руководством Центрального банка.

    В этой встрече принимают участие руководители многих кредитных организаций России со всех концов нашей страны. Примут участие руководители Центрального банка - председатель ЦБ Сергей Игнатьев, первые заместители председателя ЦБ Алексей Симановский, Владислав Конторович, заместители председателя Михаил Сухов, Сергей Голубев; ожидаются руководители министерства экономического развития, министерства финансов, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы финансового мониторинга и Федеральной службы по финансовым рынкам.

    На этой встрече будут обсуждаться актуальные проблемы развития банковской системы на современном этапе, все последние нормативные решения; будет изложена точка зрения банкиров и будут ответы руководителей тех или иных структур на конкретные вопросы банкиров. Хотел бы отметить, что встреча проходит в закрытом режиме, что позволяет провести ее на откровенном и доверительном уровне, который всегда отличают встречи в "Бору". Я уверен, что это поможет банкирам лучше понять действия представителей госорганов, а представителям госорганов будет понятнее, что тревожит банкиров, какие проблемы их беспокоят, какие решения госорганов неудачны, что необходимо поменять. После "Бора", как правило, как со стороны рынка, так и со стороны регуляторов предпринимается очень много важных, правильных шагов, способствующих  оптимизации работы на финансовом рынке.

    О макроэкономике

    Первый блок вопросов, который, как правило, поднимается на встрече в "Бору", касается макроэкономической ситуации в стране. На этот блок вопросов, как правило, отвечает Сергей Михайлович Игнатьевич. Хочу отметить основные из этих вопросов. Например, банкиры часто спрашивают, почему ставка рефинансирования у нас в стране часто находится на довольно высоком уровне, выше уровня инфляции. В во всех развитых странах (Европа, Япония, Соединённые Штаты Америки) - везде ставка рефинансирования, как правило, намного ниже уровня инфляции. Даже страны БРИКС показывают, что почти повсеместно в странах, схожих по форматам развития и состоянию рынка с Россией, ставка рефинансирования, по крайней мере, не выше уровня инфляции. В Южной Африке она сопоставима с уровнем инфляции, в Индии и Китае - ниже чем уровень инфляции. Только Бразилия здесь показывает примерно тот же тренд, что есть в Российской Федерации.

    Естественно банкирам хотелось бы понять, почему наш Центральный банк склонен поддерживать ставку рефинансирования на высоком уровне. По мнению банкиров, это приводит к высокому проценту по предоставляемым кредитам.

    Есть вопросы, связанные с созданием мегарегулятора, поскольку это напрямую будет влиять на деятельность кредитных организаций. Банкиров волнует, не увеличится ли количество проверок, которые всегда создают проблемы кредитным организациям. Как правило, при реорганизациях в государственных структурах всегда возникает определенная чехарда, определенная неуправляемость. Естественно у всех возникает вопрос, каким образом будет проходит эта реорганизация и не скажется ли это на взаимодействии нынешнего регулятора и кредитных организаций?

    Очевидно, будет возникать вопрос об ожиданиях, связанных с макроэкономикой и перспективами ВВП, поскольку от этого зависит, как себя будут чувствовать заемщики и, соответственно, смогут ли они брать активнее кредиты у банковских организаций. Опять же волнует и сам уровень инфляции; он тоже влияет напрямую на деятельность банков.

    Я надеюсь, что Сергей Михайлович как всегда компетентно, профессионально ответит на эти вопросы.

    О законопроектах

    Конечно же, банкиров интересуют и ключевые индикаторы, которые определяют развитие банковской системы, - это вопросы, связанные с фондированием банковской системы. Если банки смогут привлекать дешевые длинные ресурсы из разных источников, то они смогут и выдавать дешевые длинные кредиты. И поэтому будут ставиться вопросы и представителям правительства, министерств, ведомств, и представителям Центрального банка - что собираются они делать для того, чтобы создать источники длинных и относительно дешевых ресурсов, которые потом пойдут на кредитование экономики?

    Здесь, конечно же, будет подниматься и тема законопроекта, который я внес в Госдуму, об удлинении сроков рефинансирования со стороны Центрального банка с одного года до трех лет, а, может быть, и более. Будет ставиться вопрос использования пенсионных накоплений, вопрос об ускорении принятия закона о секьюритизации.

    Есть и другие темы, связанные с законодательством. Сейчас в Госдуме рассматривается законопроект о банкротстве физических лиц. Есть опасение, что принятие этого закона в той редакции, которая сейчас находится у депутатов, может увеличить риски банковской системы, простимулировать массовое банкротство. И - создать проблему для добросовестных заемщиков, поскольку массовое банкротство - это риск для банковской системы, а риск, как известно, всегда включается в процентную ставку. А поскольку у нас людей, которые не возвращают кредиты, не более 4%, получится, что 96% добросовестных заемщиков будут оплачивать возможные риски, включенные в процентные ставки из-за принятия этого закона. Стоит ли нам создавать такую ситуацию? Очень важно принять взвешенный закон о банкротстве физлиц, для того чтобы он, с одной стороны, позволил тем, кто попал в объективно сложную ситуацию, объявить себя банкротом, реструктурировать долг и в течение определенного промежутка времени выполнить свои обязательства перед банком, с другой - не создавал лазейку тем, кто свои обязательства не собирается выполнять, либо выполняет их недобросовестно.

    Много вопросов, полагаю, будет связано с мотивированным суждением, поскольку, по мнению банкиров, мотивированное суждение может привести к волюнтаризму чиновников. И, соответственно, банкиры задают вопрос: а каковой будет ответственность тех лиц, которые это мотивированное суждение будут применять? Мы считаем, что мотивированные суждения должны приниматься на комитете банковского надзора и у банков должна быть возможность оспорить это решение у председателя Центрального банка, который не входит в комитет банковского надзора. Ну и, естественно судебная возможность оспорить решение тоже должна быть. Вот эта тема сегодня тоже является актуальной.

    И тем более актуален для банковской системы вопрос капитализации. Мы будем говорить о том, что необходимо сделать для того, чтобы бы банки имели более благоприятные условия для повышения своего капитала. Если они смогут выдерживать показатель достаточности капитала, значит - смогут более активно кредитовать экономику. Это важно не только для банкиров, это важно и в целом для экономики России.

    О надзоре

    Естественно, банкиров интересует весь блок вопросов, связанных с надзорными требованиями Центрального банка. Это и положение 254-П; и новая инструкция, которая устанавливает требования кредитным организациям исходя из реализации положений Базеля-2 и Базеля-3; и требований, которые направлены на сдерживание быстрого роста беззалогового потребительского кредитования. Центральный банк озабочен этой проблемой, центральное сообщество так же считает, что слишком быстрый рост потребительского кредитования ведет к накапливанию рисков в системе. Но при этом мы считаем, что Центробанк должен создать условия для того, чтобы средства, направляемые на потребкредитование, перераспределялись в сторону кредитования реального сектора экономики - предприятий, которые работают над созданием добавочной стоимости.

    Здесь есть определенные подвижки. Недавно ЦБ озвучил новые послабления, направленные на то, чтобы банки активнее кредитовали малый бизнес, - снизил резервные требования по кредитам малому бизнесу. Но мы считаем, что надо бы посмотреть на некоторые положения 254-П, которые, на наш взгляд, предъявляют слишком жесткие требования по так называемым заемщикам со средним экономическим положением. Это положение дает возможность кредитовать заемщиков с хорошим финансовым положением, но при этом ограничивает кредитование заемщиков со средним положением.

    Но ведь в условиях кризиса, который еще не до конца преодолен в нашей экономике, заемщиков с хорошим финансовым положением мало, они фактически уже разобраны и за них идет борьба. В то же время заемщики со средним финансовым положением (причем имеющие давние хозяйственные отношения с банками и уже зарекомендовавшие себя как хорошие клиенты, добросовестные заемщики) не могут получить кредиты. Либо, выдавая им кредиты, банки должны формировать более значительные резервы, а это, естественно, сдерживает активность и заемщиков (поскольку кредит становится более дорогим из-за высоких резервных требований) и банков (поскольку они оглядываются на регулятора). Здесь можно было бы найти компромисс; мы соответствующие вопросы зададим в "Бору" и надеемся, что в ЦБ прислушаются к мнению банковского сообщества, в том числе - исходя из интересов экономики и понимания, что на самом деле особых рисков при соответствующих послаблениях накапливаться не будет. Наоборот, это позволит расширить линейку нормальных заемщиков, которые получают кредиты и поможет снизить риски, накапливаемые в секторе потребительского кредитования. В эту сферу сейчас банкиры вынуждены направлять деньги, поскольку нет других ниш для соответствующей работы с деньгами.

    Есть и ряд других предложений, которые имеют конкретный характер и будут озвучены в "Бору". Предполагаю, что мы сможем сообща выработать компромиссные эффективные решения, необходимые для развития банковского рынка.

    Банкир.ру