Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    Кто возглавит ЦБ после Игнатьева?

    12.02.2013
    В российских СМИ активно обсуждается кандидатура возможного преемника на посту главы центробанка России Сергея Игнатьева. Наиболее вероятными кандидатами на эту должность называются пять человек, пишет «Рейтер». Первым в списке на звание нового «рулевого» российской монетарной политики эксперты называют Алексея Улюкаева.

    С кандидатурой преемника президент России Владимир Путин должен определиться за три месяца до истечения полномочий Игнатьева, а Госдума должна утвердить ее до 24 марта. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, Владимир Путин объявит о преемника главы ЦБ России ближе к марту. «Процесс идет, но идет не так активно, как об этом пишут, потому что еще много времени», — сказал он.

    Кто на новенького?

    В списке главных претендентов — первый заместитель Игнатьева Алексей Улюкаев, экс-главаМинфина Алексей Кудрин и вице-премьер Игорь Шувалов. Четвертым соискателем разные источники называют либо главу госбанка ВТБ Андрея Костина, либо председатель правления ВТБ 24 Михаила Задорнова.

    «Я ни на кого не ставлю, потому что знаю, что Путин принимает решения неожиданные и, как правило, те, которые никто даже не предполагает, и здесь могут возникнуть такие персоны, которых не знают, — заявил «Рейтер» глава Ассоциации региональных банков, депутат Анатолий Аксаков. — Пути господни неисповедимы!»

    «Сценарий назначения Улюкаева — сценарий максимального сохранения статус-кво, — сказала в свою очередь главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова. В этом случае будут минимальные изменения в позиции центрального банка. На данный момент это было бы позитивно. Все другие кандидатуры могут быть по-своему интересны, но все-таки если это будет человек не из центрального банка, то рынки более осторожно к этому отнесутся».

    Владимир Осаковский из Bank of America Merrill Lynch делает ставку на зампреда Игнатьева Алексея Улюкаева. «Это наиболее вероятный кандидат. Улюкаев на посту главы ЦБР сделал бы все, чтобы обеспечить преемственность денежно-кредитной политики. В этом случае негативный эффект от перемены был бы минимальным. Это один из ключевых policy-makersЦБР, — сказал он и добавил: — Возможно, одним из условий его назначения и будет являться обеспечение преемственности и минимальное влияние на рынки».

    Москва на перепутье

    От себя добавим, что ввиду развернувшейся дискуссии в кругах российского политического истеблишмента о том, какой экономической политики следует придерживаться для достижения ежегодного 5-процентного прироста ВВП — амбициозной задачи, поставленной Кремлем, вопрос о преемнике Игнатьева приобретает принципиальное значение для будущего экономического курса не только России, но и Казахстана.

    С большой долей вероятности можно утверждать, что в случае назначения на пост главы российского центробанка кандидатуры из принципиальных противников денежно-кредитнойполитики, проводившейся Сергеем Игнатьевым, стоит ждать изменений и в монетарной политике Нацбанка. В противном случае дальнейшая интеграция Казахстана и России, особенно в финансовой сфере, окажется под вопросом.

    О том, что нельзя исключать резкую смену денежно-кредитной политики российского центробанка, говорит поручение Путина президенту Российской академии наук Юрию Осипову подготовить доклад «О комплексе мер по обеспечению устойчивого развития России в условиях глобальной нестабильности», притом что экономисты РАН хорошо известны своей принципиальной критикой текущей монетарной политики ЦБ России.

    Причем на то, что вслед за РФ и Казахстан может поменять принципы денежно-кредитногорегулирования, указывает поручение Назарбаева главному банку страны разработать «концептуально новую денежно-кредитную политику».

    Дилемма для Кремля

    Кроме того, не исключено, что медлительность Кремля с выдвижением кандидатуры преемника Игнатьева как раз таки связана с отсутствием окончательного решения российскими властями вопроса, каким экономическим курсом для достижения высоких темпов роста ВВП двигаться дальше. Все это указывает на серьезную дилемму, с которой столкнулось российское руководство: либо продолжить прежнюю экономическую политику и забыть о своих социальных и экономических обещаниях, либо существенно поменять ее и попытаться достичь главныхсоциально-экономических задач, поставленных в президентском указе от 7 мая 2012 года «О долгосрочной государственной экономической политике»:

    Во-первых, создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году.

    Во-вторых, увеличение объема инвестиций не менее чем до 25% внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов — к 2018 году.

    В-третьих, увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года.

    В-четвертых, увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года.

    В-пятых, повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й в 2015 году и до 20-й — в 2018 году.

    По оценкам российских экспертов из Российской академии наук, для достижения поставленных целей ежегодный прирост ВВП России должен составлять 6—8%. В свою очередь экономический блок российского правительства и МВФ прогнозируют, что рост экономики России в ближайшие годы будет менее 4%.

    Республика