Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    Башкирская «ОПОРА» Раиля Сарбаева

    23.12.2009
    Башкирия, в которой в последнее время увлечены «сведением политических счетов», оказалась трудной территорией для бизнеса, особенно малого и среднего. Многочисленные источники в республике отмечают проблемные условия ведения бизнеса в Башкирии и сложнейшую коррупционную ситуацию в республике.

    И пусть на этом фоне продолжается традиционалистский PR, организуются встречи с федеральными чиновниками – бизнесу от этого не легче. Сведения о грубом политическом давлении на оппонентов, в комплексе с обвинениями в неэффективности поддержки бизнеса принесли республике отрицательные оценки в федеральном «рейтинге регионов» еще в конце прошлого, 2008 года.

    Тяжела шапка «бизнес-мономаха»

    Из множества общественных организаций бизнеса башкирский премьер Раиль Сарбаев выбрал только одну – БРО «ОПОРА России». Все остальные, включая и крупнейшую в свое время Ассоциацию организаций предпринимателей (АОП РБ), созданную некогда по инициативе Президента РБ Муртазы Рахимова, отодвинули в сторону и маргинализировали. Монополизация общественного движения бизнесменов добром не кончилась: единственная «ОПОРА» в итоге дает трещину.

    Главная ставка Сарбаева в бизнес-среде – Наиль Субхангулов, руководитель «ОПОРЫ» в регионе, по ряду объективных и субъективных причин в ближайшее время будет вынужден покинуть свой пост. Это именно тот Субхангулов, который привозил в регион похвастаться «потемкинскими деревнями» бизнес-развития московского босса «ОПОРЫ» Сергея Борисова, надеясь вовлечь генерала от предпринимательства в игру на стороне Раиля Сарбаева.

    Теперь все в прошлом. У Субхангулова назрели очень серьезные проблемы в его собственном бизнесе, у него сложные отношения с правоохранительными органами, и потому его скоро переизберут, к чему он и сам прилагает все усилия, устав от шапки «бизнес-мономаха». Новое лицо башкирской «ОПОРЫ», скорее всего, будет уже лишено характерных зеркальных черт отражения зауральского премьера.

    Понять Субхангулова несложно: хвастать башкирской «ОПОРЕ» особенно нечем. Долгий период монополизма в бизнес-движении не принес позитивных результатов.

    В 2009 году банковская система Башкирии тяжело пережила условия кризиса. Президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков, стремясь не сгущать краски, мягким, дипломатическим языком, все же дал понять в своем заявлении под занавес года: один банк в Башкирии безвозвратно потерян, остальные сильно потрепаны финансовым ураганом.

    Крайне рискованно оказалось вкладываться бизнесу в стабильный, казалось бы, вид бизнеса, строительный. Учитывая, что строительный бизнес больше всего пострадал от кризиса, те предприниматели, кто вкладывались, оказались в сложном положении.

    По оценкам Ассоциации региональных банков России, Башкирию от полной финансовой катастрофы спасло только благодаря, процитируем «по сравнению с другими регионами … небольшой «закредитованности» регионального бизнеса». Иначе говоря, кредитов бизнесу не давали, отделались травмами легкой и средней тяжести.

    Проблем масса

    Особенно тяжело малому бизнесу в моногородах. В Башкирии на территории моногородов проживает 16 процентов населения республики.

    Самый проблемный моногород в Башкирии - Агидель. Здесь провалились планы развитием малого бизнеса выправить ситуацию в бывшем городе строителей атомной электростанции.

    Башкирия самостоятельно мало что может сделать с этой территорией – признал даже министр минэкономразвития Евтушенко. В 2008 году город сильно пострадал. Тут наиболее высокая безработица. Малый бизнес задохнулся в лопухах волокиты.

    О чем говорить малому бизнесу, если даже сверхкрупный в Башкортостане задыхается? Так, в октябре 2009 года Volksvagen официально признала уфимский «Ак Моторс» «проблемным дилером».

    В регионе клиенты Volksvagen не могут получить оплаченные автомобили или паспорта техсредств. Уфимский «Ак Моторс» принадлежит депутату Госсобрания Башкирии Алексею Тимофееву.

    Напомним, ситуация вокруг «Ак Моторс» сложилась в январе – марте текущего года. Клиенты автодилера не могут получить оплаченные автомобили, а кредитные обязательства «Ак Моторс», составляющие более полумиллиарда рублей, привели к банкротству компании.

    А СУ СКП по Башкирии отказало в возбуждении уголовного дела против защищенного депутатским иммунитетом Тимофеева, отметив, что в его действиях нет умысла в присвоении средств граждан. Вот такой бизнес, и поди разбери, кто виноват!

    «Комсомольская правда» в РБ 15, а «АИФ» в РБ 16 декабря текущего года обвинили Минстрой Республики в махинациях с тендерами. Как пишет корреспондент А.Печенкина, «прокуратура республики выявила нарушения в работе Министерства строительства, архитектуры и транспорта РБ, связанные с проведением конкурсов по госконтрактам.

    Как сообщают в прокуратуре, эти нарушения выразились в несвоевременном появлении информации о размещении заказов и многих других. Все это приводило к тому, что часть предпринимателей не могла вовремя узнать о тендерах Министерства и принять в них участие. Кроме того, в протоколах отсутствовали обоснования причин отклонения заявок — то есть бизнесменам никто не объяснял, почему их «снимают» с конкурса».

    Но знающие люди говорят, что это – ерунда, по сравнению с другими министерствами. Просто другие министерства в межклановой борьбе не подпали под «черный PR», как Минстрой. Давайте обратимся к конкретным данным. Рассмотрение судебной практики Арбитражного суда Республики Башкортостан по части споров, связанных с признанием торгов недействительными, свидетельствует: из года в год идет увеличение количества дел названной категории.

    Так, Арбитражным судом РБ в 2006 году было рассмотрено четыре дела о признании торгов недействительными, в 2007 году - 19 дел, в 2008 году - 28, и только в первом квартале 2009 года – пять.

    Вот характерная фабула: «Общество с ограниченной ответственностью обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к Государственному учреждению здравоохранения и закрытому акционерному обществу о признании недействительными торгов в форме открытого конкурса на право заключения контрактов на оказание услуг по стирке белья для нужд Государственного учреждения здравоохранения», и т.д., и т.п.

    Возьмем только один случай, произошедший в 2009 году. Прокуратурой Ермекеевского района выявлены нарушения жилищных прав граждан со стороны конкурсных управляющих предприятий района.

    В ходе проведенной проверки установлено, что конкурсные управляющие МУП «Ермекеевское ремонтно-техническое предприятие» и ООО «Степанова Н.А.» включили находящиеся на балансе этих предприятий жилые дома и квартиры с проживающими в них жильцами в конкурсную массу, предназначенную для выставления на торги и последующей продажи.

    По результатам проверки в отношении конкурсных управляющих прокурором вынесены постановления о возбуждении административного производства по ч.3 ст.14.13 Кодекса об административных правонарушениях ( неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве)).

    И таких эпизодов – огромная масса, они удручающе однообразно повторяют друг друга. При этом, естественно, на один раскрытый случай приходится множество оставшихся сокрытыми.

    «Независимая уральская газета»,
    Геннадий КРАПИРОВ