Ужесточение пруденциального регулирования может негативно повлиять на конкурентоспособность российских банков - Аксаков
В конечном итоге, по его мнению, ужесточение требований может негативно повлиять на конкурентоспособность российских банков, привести к размыванию их доходной базы, снизить стимулы к инвестициям в банковский сектор.
Аксаков отметил, что при разработке новых правил расчета банковских нормативов, которые действуют с 1 июля 2012 года, Банк России частично учел замечания банковского сообщества, в том числе подготовленные Ассоциацией, которую депутат возглавляет. В результате изменения в инструкцию N110-И "Об обязательных нормативах банков", по его словам, вступают в силу в несколько скорректированном виде. "Однако Банк России не учел целый ряд предложений, касающихся повышенных коэффициентов риска, а по отдельным нормативам принял компромиссные решения, не предусматривающие существенного уменьшения обременения", - заметил депутат. Ассоциация региональных банков России, по словам ее главы, продолжит диалог с Центральным банком для поиска взаимоприемлемых подходов к применению нормативов.
"По сути заемщики теперь искусственно разделены на благополучных - компании с международными рейтингами, а также стратегические и оборонные предприятия - и рискованных, за которыми требуется полный кредитный контроль, - подчеркнул Аксаков. - На рискованных - с формальной точки зрения, а в реальности обычных заемщиков - автоматически накладывается оброк в виде повышенной кредитной ставки. Альтернативой является оплата рисков банком из собственных средств, а это подрывает стабильность банковской системы".
По информации заместителя руководителя аналитического департамента компании "Совлинк" Ольги Беленькой, в указании 2808-У был смягчен ряд первоначально предполагавшихся изменений в инструкцию 110-И по оценке рисков, учитываемых при определении уровня достаточности капитала банков. В частности, банки смогут не применять повышенные коэффициенты риска, во-первых, к кредитам стратегическим предприятиям, оборонно-промышленным предприятиям, а также к ссудам, обеспеченным гарантиями или поручительствами этих организаций. Во-вторых, к юридическим лицам, которые за 12 месяцев до получения кредита уплатили налоги, сборы и иные обязательные платежи на сумму свыше 10 проц от привлеченного от банка кредита. В-третьих, к заемщикам или группам связанных заемщиков, ссуды которым не превышают 0,1 проц собственных средств банка /но не более 5 млн рублей/.
В то же время Беленькая отметила, что "в документе не нашли отражения предложения о том, чтобы не применять повышенные коэффициенты риска к банковским операциям, которые имеют прозрачные и экономически обоснованные цели кредитования". К числу таких операций можно отнести, во-первых, кредиты, направляемые заемщиком на расчетные счета в других банках, если целью является пополнение оборотных средств заемщика или выплата заработной платы сотрудникам. Во-вторых, кредиты, направляемые заемщиком на погашение обязательств по возврату денежных средств, привлеченных заемщиками от третьих лиц, если кредит предоставлен заемщику на погашение долга перед банком-кредитором, входящим в одну банковскую группу с новым кредитором. В-третьих, кредиты, направляемые заемщиком на предоставление займов третьим лицам в случае, если речь идет о предоставлении банком кредита управляющим компаниям, выполняющим функции казначейства холдинга, для последующего перераспределения ими финансовых ресурсов внутри холдинга.
БИЗНЕС-ТАСС