Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    В Совете Федерации обсудили меры по предотвращению банкротства банков

    18.12.2009
    Предупреждению банкротства банков были посвящены парламентские слушания, состоявшиеся в Совете Федерации ФС РФ 17 декабря.

    Открывая их, председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Дмитрий Ананьев выделил эффективные меры, приведшие к стабилизации банковской системы, как то беззалоговые кредиты, размещение средств госбюджета на банковских депозитах, субординированные кредиты банкам, повышение страхового покрытия вкладов граждан от 700 тыс рублей, а также санацию проблемных банков через Агентство по страхованию вкладов (АСВ), дополнительное финансирование АИЖК, АСВ, РСХБ и Росагролизинга, целевую поддержку системообразующих предприятий, снижение для банков нормативов отчислений в фонд обязательного резервирования.

    «Все перечисленные меры сыграли положительную роль, хотя предпринимались порой и другие, контрпродуктивные, как оказалось впоследствии, но главное, чего удалось избежать ими, - паники», - отметил Д.Ананьев.

    Сегодняшняя ситуация на рынке, по его данным, чрезвычайно противоречива: положительная динамика ВВП и рост международных резервов на $47,03 млрд с июля по декабрь текущего года сочетается с усложнением и удорожанием процедур рефинансирования как в стране, так и за рубежом.

    «Ставка рефинансирования начала снижаться, пошла вниз и инфляция, однако стоимость денег в экономике остаётся крайне, недопустимо высокой. Отсутствуют долгосрочные пассивы. Наиболее острой проблемой является докапитализация банков, «плохие долги». Доступа к капиталам по-прежнему не имеют ни средние, ни малые предприятия», - продолжил Д.Ананьев.

    Банковский сектор, по его словам, огосударствляется, и это значит, что конкуренция здесь будет падать, и сама система будет действовать медленнее. В ней практически отсутствует класс долговременных, стратегических инвесторов, зато действует целое сословие профессиональных спекулянтов, приходящих за скорой прибылью.

    «Ситуация усугублена неразвитым, недостойным великой страны банковским законодательством», - перечислил Д.Ананьев.

    Банковская отчётность сегодня чрезвычайно громоздка, сочетая в себе и российские, и международные стандарты, что перегружает Центробанк России, вынужденный обрабатывать эти данные от каждого банка практически в режиме реального времени.

    «Если касаться будущих мер, и это сугубо моё личное мнение, с которым некоторые эксперты могут не согласиться, практика субординированных кредитов через Внешэкономбанк (ВЭБ) должна продолжаться. Также следует модернизировать программы рекапитализации через ОФЗ. Подход к достаточности капитала федеральных и региональных банков должен быть дифференцированным, а проблемные активы должны проходить через АСВ. Возможен также временный ввод для банков нулевой ставки по налогу на прибыль, направляемой в капитал, расширение программ субсидирование процентной ставки по кредитам физическим лицам, постепенное понижение доли государства в банках», - предложил Д.Ананьев.

    Пенсионные средства, по его мнению, следует как можно скорее сделать средством образования долгосрочных пассивов.

    «В ближайшем будущем планируется принять около 60 федеральных законов и около ста подзаконных актов, направленных на совершенствование банковского законодательства», - заключил Д.Ананьев.

    Член совета директоров Центрального банка РФ Михаил Сухов заметил, что санируемые с помощью АСВ банки не должны иметь привилегий на рынке.

    «Санирование осуществляется с привлечением частных инвесторов и к огосударствлению пока не привело. Не реализовались также опасения, что санирование может привести к рейдерским захватам тех или иных частных банковских структур. Поэтому процедура санирования банков должна сохраниться на постоянной основе при ограничении вмешательства государства в оздоровление системообразующих банков», - считает М.Сухов.

    Первый заместитель директора Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Валерий Мирошников указал, что антикризисные законы были приняты весьма оперативно, и в результате АСВ сегодня продолжает работу с 15-ю банками из 18-ти, с которыми эту работу начало.

    «Из использованных 304 млрд рублей 175 млрд – заёмные средства ЦБ РФ. Мы не могли оставить эти банки без помощи: в них держат средства 3 млн вкладчиков. В бюджет этими банками уже перечислено 69 млрд рублей», - пояснил В.Мирошников.

    Самым проблемным в практике АСВ он считает собственные проекты банков в расчете на быструю прибыль в области строительства, например. Такие проекты, как правило, не продуманы и грозят самыми высокими рисками из возможных.

    «Наконец, огромную проблему представляет фальсификация банковской отчётности с любыми целями и в любую сторону. С фальшивой отчётностью проводить санацию, спасать банк намного сложнее», - заключил В.Мирошников.

    Президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков также предложил сохранить полномочия АСВ на случай кризисной ситуации в будущем.

    «Опыт работы с плохими долгами, полученный АСВ, практически бесценен. Следует разрешить агентству привлекать прогрессивный опыт зарубежных стран в этой сфере», - считает А.Аксаков.

    Он выступил за предоставление крупнейшим банкам право договариваться между собой о реструктуризации проблемных долгов предприятий, возможность чего следует прописать в законодательстве подробно, и за ужесточение ответственности заёмщика перед банком-кредитором.

    «Сегодня именно пробелы законодательства позволяют нечистоплотному заёмщику уводить средства в новообразованные предприятия, скрывая их от банка-кредитора. Вызывает вопросы и странная процедура утверждения арбитражного управляющего заёмщиком: понятно, в чьих интересах будет действовать такой управляющий. Что касается арбитражных заседателей, то этот институт зачастую используется для затягивания судебного процесса. И не странна ли процедура самобанкротства, для которого достаточно три месяца не платить по долгам, имея их на сумму всего-то большую, чем сто тысяч рублей?», - риторически осведомился А.Аксаков.

    Заместитель руководителя Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Виктор Пичугов выступил на слушаниях с точки зрения простого потребителя банковских услуг.

    «Если внимательно посмотреть на банковскую систему нашей страны, то банками в исконном смысле этого слова будут разве что первые пятьдесят крупных, остальные же структуры, прячущиеся зачастую в крупных холдингах, являются по большей мере казначействами. В этой связи хотелось бы более оперативной реакции ЦБ РФ на сигналы о финансовой нестабильности, поступающие из регионов», - подчеркнул В.Пичугов.

    По результатам состоявшихся парламентских слушаний была выработана резолюция, содержащая список конкретных мер для предотвращения банкротства банков.

    ИА «Альянс Медиа»