Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    Виктор Зубков хочет вернуть триллион рублей // Бороться с отмыванием денег будут заместители руководителей всех ведомств, отвечающих за финансовую сферу и безопасность

    30.01.2012
    В пятницу, 27 января, первый вице-премьер Виктор Зубков провел первое заседание рабочей группы по выявлению и пресечению нелегальных финансовых операций, которую он недавно возглавил по поручению президента. Определился состав группы – более чем внушительный. Бороться с отмыванием денег будут заместители руководителей всех ведомств, отвечающих за финансовую сферу и безопасность, от ФСФР до ФСБ. ЦБ представлен на уровне первого лица – Сергея Игнатьева.

    Но первое заседание не ограничилось организационными вопросами. Судя по правительственному пресс-релизу и воскресному интервью Зубкова программе «Вести недели» определен примерный масштаб проблемы и круг подозреваемых.

    По словам Зубкова, объем средств, незаконно выведенных из России в 2011 году, составил не менее триллиона рублей. Для сравнения – это примерно треть зафиксированного по итогам 2011 года оттока капитала из России. При этом чиновник уточнил, что это только те подозрительные переводы, о которых российские банки сообщили в Росфинмониторинг, а в целом незаконный оборот может быть и больше.

    Зубков назвал и страны, в которые уходят российские капиталы: это Латвия, Кипр, Великобритания, Швейцария, Франция и Гонконг. С властями этих стран ведется взаимодействие с целью пресечения незаконных операций. Группа собирается отслеживать и покупки зарубежной недвижимости гражданами России, в последние годы число таких сделок быстро росло. На заседании группы назывались и конкретные «финансовые учреждения», которые ведут подозрительные операции, но называть их Зубков не стал.

    Через две недели все ведомства, участвующие в работе группы, должны доложить о первых результатах работы по намеченным направлениям. В их число, помимо борьбы с нелегальным оттоком капитала, входит выявление криминальных «фирм-однодневок», особенно связанных с крупными госкомпаниями, прежде всего, в энергетике и ЖКХ. Судя по всему, это продолжение начатой в конце прошлого года кампании против менеджеров, которые выводят прибыль доверенного им государством бизнеса.

    Высказывания Зубкова однажды послужили развитию банковского кризиса. В мае 2004 года, после того, как ЦБ отозвал лицензии у нескольких банков, тогдашний глава Росфинмониторинга заявил, что в его службе есть «черный список» других кредитных организаций. Это вызвало кризис доверия на рынке.

    Ясно, что вывод больших денег не может осуществляться помимо банковской системы, соглашается президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян. Другое дело, являются ли используемые в подобных схемах финансовые организации соучастниками или неумышленными участниками. «Таксисты тоже перевозят преступников. Но не всегда знают об этом», - провел аналогию глава АРБ. Поэтому, по его словам, нельзя обобщать, и говорить, что все банки, используемые в схемах по отмыванию средств, являются их осознанными участниками. Он уверен, что «Зубков - очень разумный человек», не будет «размахивать шашкой» и действующее руководство ФСФР. Тосунян считает необходимым включить представителей банковского сообщества в состав межведомственной рабочей группы Зубкова, «так как мы лучше знаем, как с этим бороться».

    Депутат Госдумы и президент Ассоциации региональных банков «Россия» Анатолий Аксаков не исключает, что Зубков имел в виду крупные госбанки, «ведь триллион рублей через мелкие банки незаметно не выведешь». Но чиновникам надо быть поаккуратнее. Аксаков напоминает, что банки могут и не знать, что являются участниками теневых операций. Банк не может отказать любому клиенту в открытии счета или произвольно разорвать договор банковского обслуживания.

    «Мы уже давно добиваемся законодательно дать банкирам право отказывать в открытии счета или разрывать договор банковского обслуживания, блокировать деньги на счетах до выяснения обстоятельств – рассказывает депутат. - Может быть, даже следует банку дать возможность выяснять, откуда у небольших компаний с уставным капиталом в 10 тысяч рублей переводимые миллиарды».

    Альтернативным решением могло бы быть усиление роли государства в лице Росфинмониторинга. Сейчас же банки отправляют в службу 6-7 млн сообщений в год. Обратная реакция идет на десятки сообщений. Банки информируют обо всех переводах более 600 тысяч руб. Возможно, Росфинмониторинг просто тонет в этой информации.

    "Московские новости"