Российские банкиры готовы ознакомить заемщиков с тем, как оценивается их кредитоспособность
Банки ответили, что заниматься организацией равноправия должны специальные государственные органы, но они готовы раскрыть критерии, по которым они оценивают заемщиков.
Ассоциация региональных банков "Россия" изложила предложения по изменению отношений в кредитной сфере в собственной программе, которую уже отправила в администрацию президента, правительство и Госдуму.
Банкиры настаивают на том, что защитой прав клиентов финансовых организаций должен заниматься специально созданный орган. Сейчас это входит в обязанности Роспотребнадзора.
Комиссия по защите прав потребителей финансовых услуг уже 10 лет работает в Канаде, в США Бюро по защите прав потребителей на рынке финансовых услуг создано в 2010 году, в этом году аналогичная структура появится в Англии, а в Евросоюзе - в ближайшие два года. Есть шансы, что в этом году она появится и в России, надеется президент ассоциации Анатолий Аксаков. Пока же стоит предоставить полномочия защиты прав клиентов банков Центробанку, а сами банки обязать отчитываться регулятору обо всех поступивших от клиентов жалобах и решениях, принятых по ним.
Еще одно предложение - ввести уголовную ответственность за создание и рекламу финансовых пирамид. Бороться с ними уже пыталась Федеральная антимонопольная служба, ее представители еще в начале 2010 года направили подобный законопроект в ФСФР, которая не приняла по нему никаких решений и не комментировала эту тему.
Кроме того, банкиры предлагают создать закон, по которому будут работать кредитные брокеры и принять проект закона о финансовом омбудсмене, который работал бы над досудебным урегулированием споров.
Самым неожиданным предложением стала возможность доступа граждан к данным кредитного скоринга банков, другими словами - к определению кредитоспособности потенциального клиента на основе нескольких заданных банком показателей. Заемщик должен иметь возможность ознакомиться с баллами, присвоенными ему банком, и системой, на основе которой банк его оценивает, считают в ассоциации. Системы скоринга в банках построены на одних и тех же параметрах, но все они настраиваются с учетом пожеланий банка. И пока клиент, получивший отказ в кредите после предварительной оценки банка, не получает информацию о том, почему банк не даст ему денег, он не знает, что именно ему нужно поправить в своих данных.
Информационное агентство "Финмаркет", группа "Интерфакс"