Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    Россияне жалуются на банки

    26.12.2011
    С начала текущего года к административной ответственности в виде штрафа было привлечено около 900 российских банков. Эта цифра почти в три раза больше, чем аналогичный показатель 2009 года. С начала 2011 года в российских банках было проведено 1272 проверки, составлено 1182 протокола об административном правонарушении, возбуждено 776 дел о проведении административного расследования, а также вынесено 988 постановлений о привлечении к административной ответственности в виде штрафа.

    Такие данные следуют из отчета Роспотребнадзора. Заметим, что эти цифры почти в три раза больше аналогичных показателей 2009 года и на четверть – 2010-го.

    Всплеск выявленных нарушений объясняется тем, что клиенты банков становятся все более финансово и юридически грамотными, получают опыт работы с кредитными организациями и учатся разбираться если не в тонкостях, то хотя бы в основных моментах своих обязательств и отношений с банками, говорят эксперты.

    К тому же свои плоды дает активная популяризация различных инструментов защиты прав потребителей - от обращений в Роспотребнадзор до института финансового омбудсмена, подчеркивают они.

    "Кроме того, в последние годы Роспотребнадзор активизировал свою деятельность по надзору за деятельностью кредитных организаций, в частности, в области потребительских кредитов. Поэтому логично, что с усилением надзора стало выявляться больше нарушений", - сказал Firstnews глава комитета по банковской деятельности Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев.

    По данным Роспотребнадзора, за последние четыре года в ведомство обратились более 45 тысяч россиян с разного рода жалобами на банки.

    Причем наиболее частая претензия россиян к деятельности финансовых институтов касалась непредоставления полной и достоверной информации при заключении кредитных договоров.

    "Я лично видел договоры, в которых используется мелкий шрифт с растекающимися краями. В связи с этим практически невозможно ознакомиться с тем, что напечатано в этом документе. Кроме того, порой тексты договоров некоторых банков бывают очень сложными для понимания", - сказал Firstnews Анатолий Аксаков, президент Ассоциации региональных банков.

    Кроме того, многочисленные недовольства потребителей услуг финансовых институтов касаются включения в кредитные договоры условий, ущемляющих установленные законом права потребителей, следует из отчета Роспотребнадзора. К таким случаям, например, относится взимание банками комиссии за ведение ссудного счета, за выдачу кредита или за его досрочное погашение.

    Все же, по мнению экспертов, не все жалобы граждан обоснованны. Так, например, согласно решению Высшего Арбитражного Суда (ВАС) РФ, незаконными признаются банковские комиссии за ведение ссудного счета, досрочный возврат кредита, выдачу кредита и некоторые другие. При этом в данном случае важно не название комиссии, а суть операции.

    "Однако зачастую клиенты финансовых институтов не видят разницы между различными видами и типами комиссий и требуют вернуть все платежи по комиссиям, независимо от их сути", - сказала Firstnews Татьяна Юрина, генеральный директор ОАО "Финотдел".

    При этом эксперт подчеркнула, что комиссии за предоставление различных опций сервиса, определенные банковским договором, не подлежат отмене, и по ним не может быть оснований для жалоб клиентов.

    Таким образом, если комиссия за ведение чисто технического, внутреннего ссудного счета действительно не имеет такой сути, то, например, комиссия за возможность кредитования расчетного счета в режиме овердрафтного кредита - будет сочтена вполне законной.

    firstnews.ru