Разбор полетов в Госдуме. Человеческий фактор назвали основной причиной недавних авиакатастроф
Крупные катастрофы на транспорте и что сделать, чтобы они не повторились - эти вопросы были в центре внимания Госдумы, куда сегодня приехал министр транспорта Игорь Левитин. И сегодня же появились новости о расследовании падения Як-42 под Ярославлем, а также доклад о причинах, по которым в декабре прошлого года едва не разбился лайнер в Домодедове.
Катастрофа самолета Ту-154 "Дагестанских авиалиний" в декабре прошлого года произошла по вине экипажа. Бортинженер непреднамеренно выключил подкачивающие насосы расходного бака. Из-за этого упали обороты, выключились крайние двигатели и возникли проблемы в электропитании лайнера. К таким выводам пришел сегодня Межгосударственный авиационный комитет. В аэропорту Домодедово этот самолет выкатился за пределы взлетной полосы и развалился на три части. Тогда погибли два человека.
Есть новости и про разбившийся в Ярославской области Як-42. Эксперты Следственного комитета сообщили, что в крови пилотов этого самолета алкоголя не обнаружено. Но пока по-прежнему не ясно, почему самолёт так медленно разгонялся.
Сегодня в причинах этих трагических событий пытались разобраться в Госдуме. Из-за возросшего количества происшествий на транспорте с человеческими жертвами депутаты пригласили на правительственный час министра Игоря Левитина. В Думе прозвучала тревожная статистика: из 15 последних авиакатастроф 11 произошли по вине экипажа. Больше всего вопросов было о трагедии в Ярославле.
Заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству Александр Куликов задал вопрос министру: "Какие меры приняты по установлению причин случившегося?"
"Росавиация и Ространснадзор после катастрофы в Ярославле дала рекомендации авиакомпаниям по проверке всех самолетов этого типа. Расследованием происшествия занимается Межгосударственный авиационный комитет, который постоянно дает информацию, что происходит с расследованием этого происшествия", - сообщил Игорь Левитин.
Минтранс сейчас проводит проверку территориального управления Росавиации, выдавшего сертификат на этот Як-42. Дискуссия была острой. Оппозиционеры пришли на заседание с "домашними заготовками" и жестко критиковали Минтранс и другие ведомства. Но как выяснилось, многие факты просто не соответствуют действительности.
"Что касается подготовки пилотов и соответствующих кадров. У нас осталось, по-моему, одно Ульяновское училище, где готовят 200 специалистов, из них 100 уезжает за рубеж, или уходит в другие отрасли", - сказал лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
Глава Росавиации Александр Нерадько возразил, что в России 6 лётных учебных заведений, а не одно.
В то же время, проблемы в отрасли есть, и о них сегодня говорили откровенно. Глава Росавиции заявил о нехватке тренажеров для подготовки пилотов.
"Запретить эксплуатацию новых типов воздушных судов, которые не имеют действующих современных летных тренажеров. Мы не можем на действующем тренажере самолета Як-42 имитировать ту ситуацию, обстоятельства которой нам стали известны по результатам расшифровки средств объективного контроля. Программное обеспечение тренажера просто не позволяет. А доработать его практически невозможно", - сказал Александр Нерадько.
Средний возраст самолётов в России - 21 год. Обновлять парк должны сами авиакомпании. В модернизации нуждаются и две трети всех аэродромов. А этим уже занимается государство. До 2015 года на реконструкцию взлетных полос и другой инфраструктуры будет выделено 160 млрд рублей.
Чтобы повысить безопасность пассажиров, Минтранс борется с недобросовестными перевозчиками, для которых главное - это личная выгода.
"В правительство внесен проект закона, увеличивающий штрафы за работу без лицензии на транспорте. Так как существующие сегодня штрафы от 2 до 2,5 тысяч рублей, по сути, превращают сам институт лицензирования в формальность", - сказал Игорь Левитин.
Штрафы за нарушение правил для перевозчиков, вырастут, а количество авиакомпаний, наоборот, будет постепенно сокращаться. Депутатов это сокращение беспокоит.
"Многие наши города, населенные пункты окажутся без авиасообщения. Например, из Москвы в Чебоксары летают самолеты компании "Руслайн", и то не каждый день. Если закроют эту компанию, то вряд ли туда "Аэрофлот" будет летать", - поделился опасениями Анатолий Аксаков.
"Мы говорили со всеми крупными компаниями, но они говорят: так как перевозки региональные убыточные, возьмите на себя и на регионы вопросы субсидий. Мы вышли в правительство с таким предложением", - сказал Игорь Левитин.
Еще одна серьезная проблема - ремонт самолётов. Левитин предложил закрепить за авиакомпаниями сервисное обслуживание и обеспечить запасными частями лайнеры, снятые с производства. Думская оппозиция требовала от главы Минтранса большей конкретики. Впрочем, готового рецепта, как быстро навести порядок на транспорте, не оказалось ни у кого.
Полностью посмотреть сюжет и прочитать текст можно на сайте Первого канала
Первый канал ТВ