Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    Идея о налоговых допльготах на благотворительность встречена в Госдуме неоднозначно

    30.08.2011

    Национальный резервный банк /НРБ/ намерен инициировать поправки в Налоговый кодекс, направленные на упрощение процедуры благотворительной и финансовой помощи физическим лицам, говорится в пресс-релизе банка. Опрошенные агентством "Прайм" депутаты Госдумы неоднозначно оценили эту идею.

    НРБ обращает внимание, что в действующем законодательстве в области налогообложения, не зафиксировано четко освобождение от уплаты налога на доходы физического лица при получении материальной помощи на оплату лечения, в том числе в зарубежных медицинских учреждениях. В результате граждане, оказавшиеся в тяжелой жизненной ситуации и получившие финансовую помощь, например, от банка могут оказаться перед необходимостью серьезных выплат в виде налогов.

    В пресс-релизе отмечается, что когда годовалому сыну одной из сотрудниц филиальной сети НРБ экстренно потребовалась сложная и дорогостоящая операция на гортани, сотрудники банка по собственной инициативе собирали и перечисляли деньги матери мальчика. Более того, учитывая исключительные обстоятельства, руководство банка обратилось к председателю cовета директоров Национальной резервной корпорации, главному акционеру НРБ, Александру Лебедеву с просьбой согласовать оплату операции, которая должна спасти ребенка. Поскольку местные врачи ничем помочь не могли, со столичными медицинскими учреждениями вопрос также оставался открытым, то все надежды семьи оказались связанными с одной из зарубежных специализированных клиник, которая выразила готовность принять маленького пациента и силами своих хирургов провести необходимое лечение. Общими усилиями удалось собрать деньги на операцию: примерно треть необходимой суммы добровольно пожертвовали сотрудники банка, остальную часть взял на себя НРБ.

    "Мы внимательно проанализировали обстоятельства с оказанием материальной помощи семье нашей сотрудницы и столкнулись с различными толкованиями соответствующих норм Налогового кодекса, - сообщил председатель правления НРБ Андрей Манойло. – По поручению акционера банк в ближайшее время подготовит проект поправок в налоговое законодательство, которые будут направлены в профильный комитет Государственной Думы. Необходимо исключить "налог на беду".

    Инициатива НРБ о дополнительных налоговых льготах при оказании благотворительной помощи вызвала неоднозначную оценку в Госдуме.

    РАЗУМНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    Так член комитета Госдумы по финансовому рынку, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков считает, что такое предложение разумным. Депутат обратил внимание корреспондента агентства "Прайм", что в настоящее время не подлежат налогообложению доходы граждан, полученные в виде гуманитарной помощи /содействия/, а также в виде благотворительной помощи, оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями /фондами, объединениями/.

    "Получается так, что человеку оказывают помощь, а эта помощь оказывается доходом для него и облагается 13-процентным налогом. Это несправедливо. Какая разница кто предоставляет деньги банк или благотворительная организация", - считает парламентарий.

    Аксаков готов поддержать инициативу, чтобы, например, банки и другие коммерческие организации могли напрямую, а не через благотворительные организации, перечислять деньги детям-сиротам, инвалидам и другим лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Благотворительные организации, по его словам, иногда выступают не очень добросовестными посредниками и лучше напрямую оказать помощь. Депутат заметил, что известны случаи, когда средства используются благотворительными организациями не по назначению, то есть не на те цели, на которые они выделяются.

    БОЛЬШИНСТВО ПРОБЛЕМ РЕШЕНО

    Заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Штогрин в беседе с корреспондентом агентства "Прайм" отметил, что сегодня существует несколько способов освобождения от налогов благотворительной помощи, которая оказывается людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в том числе на лечение. Например, по его словам, каждый гражданин, если он "жертвует", может быть освобожден от 25% его доходов от подоходного налога.

    "Для организации у нас нет таких льгот", - говорит он, связывая это с принятием Налогового кодекса в 2000-2002 годах, когда очень многие организации уходили от налогов под видом благотворительной помощи.

    Вместе с тем, Штогрин заметил, в России существует федеральная программа высокотехнологичной медицинской помощи, когда федеральный бюджет финансирует полностью все расходы, связанные, в том числе с лечением и дорогостоящими операциями. По его словам, есть нормальные формы, нормальный порядок, когда если нужно кому-то действительно помочь, то в этом случае государство помогает, но тогда надо работать через структуры министерства здравоохранения и социального развития.

    В качестве примера депутат привел случай, когда он занимался проблемой операции одной девочки из села Переяславка Хабаровского края, у которой при рождении был сильнейший порок сердца и в России не могли сделать операцию. Через Минздравсоцразвития, по его словам, были соответствующим образом оформлены документы, и девочка была успешно прооперирована в Германии.

    Штогрин считает, что если банк напрямую хочет "проплатить" операцию, то он может это сделать из своей чистой прибыли. Если банк, по его словам, "проплатил" из прибыли операцию, то подоходным налогом эти средства не облагаются.

    Депутат пояснил, что раньше действительно были проблемы с налогообложением. В частности, по его словам, были проблемы с детьми Беслана, которые отдыхали и лечились за счет спонсорских денег, а потом налоговые органы предлагали родителям заплатить подоходный налог в размере 13%, посчитав, что это их доход. В действующей редакции Налогового кодекса эти проблемы уже решены и таких ситуаций, когда с человека, попавшего в какую-то трудную жизненную ситуацию и получившего от кого-то деньги, которые были использованы им, чтобы выйти из этой ситуации, уже ничего не берется, сказал зампред.

    При этом Штогрин не видит необходимости в возврате к ранее имевшим место льготам, когда часть выручки, направляемая коммерческой организацией на благотворительные цели, освобождалась от налога, поскольку "тут можно устроить такую кормушку для себя, своих близких и т.д., что мало не покажется".

    РЕШЕНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОБЩИМИ

    Другой заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, отвечая на вопрос корреспондента агентства "Прайм" относительно проблем с налогообложением при оказании банком или другой коммерческой организацией помощи напрямую, сказал, что это очень сложный вопрос.

    Вообще вопросы благотворительности, как таковой, которые возникают именно с точки зрения налогов, по его словам, требуют достаточно серьезной кардинальной правки, поскольку благотворительность в России не является каким-либо приоритетом для налогового законодательства.

    "Все-таки, когда мы говорим о целях налогового законодательства у нас в основном это фискальные цели", - заметил он.

    Проблема в том, что она не терпит частных решений, они должны быть общими, полагает депутат. И в данном случае, по его мнению, это общее решение должно быть таким, чтобы, с одной стороны, поощрять реальную благотворительность, когда оказывается помощь, а с другой, исключить возможность злоупотреблений.

    "Проблема не в том, какие льготы предоставим, а в том, как этими льготами воспользуются. Когда нам говорят, что мы скинулись и отправили кого-то лечиться за границу возникает вопрос, а как здесь сразу прописать эту норму так, чтобы это была действительно благотворительность, а не злоупотребление правом", - поясняет зампред свою позицию.

    Поскольку какого-то общего рецепта не существует, депутат считает, что надо принципиально менять схему, которая позволит стимулировать реальную благотворительность, а не менять законодательство, когда вдруг кому-то понадобилось.

    "Думаю сотрудники банка и сам этот банк, вполне состоятельные люди, чтобы оказать помощь не только одному ребенку. Может быть, когда они это сделают несколько раз, они узнают, что у нас не такое плохое законодательство в этой части и, в общем, далеко не всегда для того, чтобы оказать помощь надо направлять за границу. Есть реальные организации и фонды, которые оказывают всю необходимую помощь. Посмотрите, например фонд Чулпан Хаматовой и т.д. Я на самом деле могу приводить огромное количество организаций серьезных, которые реально тратят вот эти деньги не на то, чтобы себе офисы строить, а на то, чтобы помогать людям. Я допускаю, что каждый человек может захотеть кому-то помочь и это, безусловно, его право. Но государство должно исходить из того, что правила должны быть общими и не могут прописываться для каждого отдельного случая, в частности", - считает Макаров.

    Депутат также обратил внимание, что когда средства выделяются банком из чистой прибыли, то там нет вообще никаких вопросов потому, что если они выделены на лечение, то подоходным налогом не облагаются.

    "Если это благотворительность, и вы ее сделали не для того, чтобы уйти от налогообложения, то никаких проблем не возникает. Эти вопросы в законодательстве уже решены. Я просто готов идти дальше, я готов стимулировать благотворительность. Скажем, в Соединенных Штатах люди действительно могут серьезно сэкономить на налогах, выделяя деньги на благотворительность, и я уверен, что когда-то мы к этому придем, но все-таки сегодня прекрасно понимаем, что основную тяжесть, вот это бремя по оказанию помощи нуждающимся несет государство само. И правильно ли сегодня освобождать от уплаты налогов, то есть ослаблять возможности государства по оказанию вот этой помощи? Не означает ли это, что вместо оказания помощи всем мы делаем это в угоду какой-то избирательности, что вот нет мы поможем кому-то конкретно, но тогда это будем мы выбирать кому помогать. Это тоже имеет свои плюсы. Я не готов это осуждать, здесь нет каких-то общих рецептов, но мне все-таки кажется, что гораздо важнее здесь сначала определиться, чтобы государство выполняло свои функции по оказанию этой помощи, а для этого оно должно получать налоги, а одновременно стимулировать компании, людей к тому, что они проявляют благотворительность", - заявил зампред.