Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    Приватизация госактивов приведет к увеличению числа монополий

    18.08.2011
    Россию ожидает еще одна масштабная приватизация, которая должна завершиться до 2017 года. Общая сумма, которую планируют выручить до этого срока - 6 трлн рублей. Президент страны Дмитрий Медведев заявил, что при продаже госимущества мелочиться не стоит, и в ряде крупных компаний доля государства должна снизиться до нуля.

    Расширенный план распродажи госактивов обнародовало российское правительство. В частности, полностью хотят продать такие лакомые кусочки, как ВТБ (сейчас у государства 75,5%), "ИнтерРАО" (14,79%), "РусГидро" (около 60%), "АЛРОСА" (50,93% у РФ, 32% - у Якутии). Также избавят государство от "Аэрофлота", "Совкомфлота", аэропорта "Шереметьево", "Зарубежнефти", "Россельхозбанка", "Росагролизинга" и "Роснефти", с приватизаций которой, как говорил ранее Дмитрий Медведев, торопиться не следует. Правда, контролирующую хватку государство ослаблять не собирается. У властей останется право на "золотую акцию", позволяющее накладывать вето на некоторые решения руководства компаний, таких как вывод и перепродажа активов. Кроме того, предлагается снизить госдоли до 50% плюс одна акция в "Объединенной авиастроительной корпорации" (сейчас владеет 83%) и "Объединенной судостроительной корпорации" (100%), и продать большие пакеты акций в РЖД, "Транснефти", "Сбербанке" и "Роснано".

    Вырученные от приватизации средства, по планам властей, должны пойти на покрытие дефицита федерального бюджета, однако шансов собрать все эти триллионы, как уверяют эксперты, не так много - время для распродажи госактивов выбрано не столь удобное. "По хорошей цене эти предприятия все равно не реализуешь, так как мировой кризис еще не закончен, - считает Анатолий Аксаков, член комитета Государственной думы по финансовым рынкам. - Властям стоило бы дождаться более благоприятной ситуации, чтобы хотя бы заработать на этом".

    Фискальная цель стоит у властей на первом месте, содержательная же задача приватизации - улучшение управления компаниями - на втором, главное - деньги, добавляет Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК. К росту эффективности предприятий, как показывает жизнь, приватизация еще не приводила, соглашается г-н Аксаков. "Растаскивают, высасывают последние ресурсы, к сожалению, - сетует экономист. - Поэтому приватизацию необходимо обуславливать в первую очередь инвестиционно, т.е. - ставить перед будущими владельцами вопросы модернизации и повышения эффективности. В случае невыполнения требований - возвращать предприятия государству, и санкции должны быть жесткими".

    Несмотря на жалобы бизнеса, что доля государства в российской экономике достигла критической отметки и нужны условия для развития конкуренции, в реальности Россия в этом вопросе занимает далеко не первые места в мировых рейтингах, говорит Александр Осин, главный экономист УК "Финам Менеджмент". По словам эксперта, сегодня практически отсутствует госдоля в металлургии, в нефтегазовом секторе она составляет всего 20-30%, а в банковском - 40%. Для сравнения: в Китае государственная доля в банковском секторе составляет 60%, в металлургии и "нефтянке" - под 100%. Это позволяет Поднебесной удерживать низкие налоги вне госсектора, отмечает эксперт. "В России в результате приватизации мы получим частные монополии, которые перетянут одеяло на себя.

    Справиться с этим экономике, которая более чем другие страны подвержена рискам, в частности, за счет низкой плотности населения, больших территорий, низких температур, неоднородного социального состава населения, будет не под силу. Неправильно ослаблять роль государства больше, чем в Китае. На мой взгляд, наши власти идут на это в политических целях. Видимо, построить социализм в отдельно взятой стране не получается, и они начинают действовать по-другому. Но это должно быть понято всеми, а не отдельной частью элит", - считает г-н Осин.

    Впрочем, есть в идее властей и очевидные плюсы. Так, приватизация была бы полезна для нефтегазового, телекоммуникационного, металлургического и банковского секторов, полагает Анатолий Аксаков. "За рубежом на такие вещи смотрят позитивно. Там говорят - чем меньше государства, тем лучше, это создает равные условия конкуренции. Почему западные банки уходят из России, например, HSBC, Barclays? Они считают, что с госбанками в нашей стране конкурировать нет никакой возможности. Что касается "Сбербанка", то для него предстоящая приватизация позволит выйти на мировые рынки. Нас туда зачастую не пускают по причине того, что в составе компании присутствует государство, а это считается инструментом политического влияния. Так что, здесь интересы государства и амбиции Германа Грефа, его желание вывести банк на международную арену, полностью совпадают", - говорит г-н Аксаков.

    Проблема нашей экономики не в том, что много госсобственности, отмечает Игорь Николаев. "Это так преподносится - что государство будет уменьшать свою долю в экономике, продавать свои активы. К большому сожалению, у нас государства в экономике много по другой причине - наш крупный частный бизнес на самом деле "якобы частный". Без решения государства ни одна крупная сделка не обходится. Вообще, есть опасения, что вся эта затея властей в итоге развалится, опять будут продавать своим людям, по заданным сценариям - мы это уже проходили. Но, похоже, приватизация в России обречена на то, чтобы быть несправедливой. Именно таковой была первая приватизация, чековая. Следующая за ней - залоговая, аукционная - оказалась еще хуже. Сейчас наступил третий этап, и сомнительно, что он окажется честнее предыдущих", - резюмирует эксперт.

    Костенкова Ольга

    Финам.ru