Шишки для малого бизнеса. Внешэкономбанк решил провести ребрендинг своей стопроцентной «дочки»— Российского банка развития
С августа Российский банк развития (РосБР) будет официально называться МСП-банк — Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства. К осени обещано появление его обновленной стратегии развития. Пока известно, что к 2015 году объем поддержки малого и среднего бизнеса должен быть почти удвоен
Решение провести ребрендинг председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев объяснил вчера журналистам необходимостью устранить «сумятицу» между полным названием собственно ВЭБа— госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» и входящим в группу Российским банком развития. Фирменным цветом МСП-банка станет оранжевый, а эмблемой— стилизованное под каплю изображение шишки. Такой выбор Дмитриев объяснил тем, что у разных российских народов «шишка символизирует единство, красоту и богатство».
С тех пор как в 2007 году государство передало акции РосБР в уставный капитал ВЭБа, банк увеличил объем кредитования с 9 до 140 млрд руб. «Маржа банка покрывает только операционные затраты.
Как и РосБР, МСП-банк не планирует работать с предпринимателями напрямую. Кредитование малого и среднего бизнеса он осуществляет через систему 193 региональных банков-партнеров и 118 лизинговых, факторинговых, микрофинансовых компаний и фондов поддержки малого предпринимательства. Крюков не стал отрицать, что в итоге стоимость кредитов для бизнеса возрастает. «Наши средства составляют несущественную часть в фондировании банков-партнеров— от доли процента до 1518%. Влиять этой долей на всю политику банка мы не в состоянии»,— пояснил Крюков. Нобрать финансирование бизнес-проектов полностью на себя нерационально, объясняет банкир, «не хотелось бы перекладывания всех рисков на государство».
К настоящему времени заключено более 32 тыс. договоров кредитования, в которых участвуют средства банка. Если раньше основные пользователи кредитных ресурсов представляли сферу торговли, то сейчас более 60% средств получают промышленные предприятия, транспортные и строительные компании, отметил Дмитриев. Выдаются кредиты в размере от 30 тыс. до 150млнруб., что, по словам Крюкова, позволяет покрывать потребности
Внешэкономбанк намерен привлекать МСП-банк к реализации своих проектов. Например, к созданию вокруг компании «Тобольскполимер» сети малых предприятий, которые будут использовать основную продукцию комбината— полипропилен— в качестве сырья для производства самых разных товаров: от пластмассовых тазиков до автокомплектующих. Такие же планы есть и по сборочному заводу «Фольксваген» в Калужской области, уровень локализации на котором решено довести до 60%. По словам Дмитриева, во вторник ВЭБ договорился с руководством автоконцерна об участии МСП-банка в достижении этой цели.
Но появление новых инструментов можно ожидать после одобрения обновленной стратегии МСП-банка. Она должна быть утверждена наблюдательным советом осенью в рамках новой стратегии развития до 2015года всего Внешэкономбанка. Оее содержании Дмитриев говорить не стал. Известен лишь основной ориентир для МСП-банка— довести объем кредитования малого и среднего бизнеса к 2015 году до 250млрд руб. Для этого банку потребуются ежегодные вливания в капитал примерно 10 млрд руб. «Мы рассчитываем и на государственную поддержку,— признался Дмитриев.— Ноесли она окажется невозможной, то увеличение капитала МСП-банка будет происходить за счет собственных средств ВЭБа».
Президент Ассоциации региональных банков России (ассоциация «Россия»), депутат Госдумы Анатолий Аксаков назвал РосБР «наверное, одним из самых удачных проектов частно-государственного партнерства». Но он считает, что объемы кредитования через него должны быть «в десятки раз больше» нынешних. «То, что ему выделяется, недостаточно для решения проблем кредитования малого и среднего бизнеса»,— убежден Аксаков.
Андрей Сусаров
"Московские новости"