Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    Миллиард по мелочи

    15.06.2011
    IFC и Внешэкономбанк при участии Минфина создают фонд капитализации небольших российских банков объемом более $1 млрд. Это поможет мелким игрокам пережить повышение требований к размеру капитала

    Объем фонда может составить $1-1,5 млрд, из них на Минфин придется $50 млн, говорится на сайте правительства. В дальнейшем Минфин может увеличить вклад до $500 млн с согласия IFC и других инвесторов.

    Одним из крупнейших станет Внешэкономбанк — он вложит $250 млн, рассказал «Ведомостям» замминистра финансов Сергей Сторчак. Столько же, по его словам, может вложить IFC. Инвесторами также будут инвестиционные банки, говорится на сайте правительства.

    В пресс-службе ВЭБа и IFC от комментариев отказались. Сотрудник госкорпорации и близкий к ней источник подтвердили ее участие в фонде, предупредив, что вопрос еще не обсуждался наблюдательным советом.

    Фонд будет вкладывать деньги в капитал средних и мелких российских банков, выкупая акции и выдавая субординированные кредиты, сказано в документе, а получить эти деньги могут банки с прозрачной структурой собственности, способные обеспечить доходность в 30% (такова норма IFC).

    «В регионах свои небольшие эффективные банки, которые знают своих клиентов, не дерут с них три шкуры и ведут понятный бизнес; вот что нам нужно», — объясняет Сторчак, добавляя, что это редкий проект, который ему нравится.

    Для таких банков фонд может стать шансом выполнить требования к размеру собственных средств: с 2015 г. капитал банка не может быть меньше 300 млн руб. (сейчас — 90 млн). Министр финансов Алексей Кудрин предлагал поднять планку до 1 млрд руб.

    Деньги бюджета играют в фонде скорее символическую роль, подчеркивает замминистра, зато участие Минфина повышает статус проекта. По его словам, министерство также заинтересовано в том, чтобы участие обернулось прибылью: «Мы ориентируемся на опыт корпорации — доходность ее вложений в других странах».

    «На участии правительства настаивала IFC, когда мы [два года назад] предложили ей создать такой фонд в России, — вспоминает депутат Анатолий Аксаков, участвовавший в переговорах. — Иначе интересно получается: иностранцы капитализируют наши банки, а правительство стоит в стороне». IFC управляет тремя подобными фондами в Африке, Латинской Америке и Японии (их участники — ведущие международные финансовые организации и другие квалифицированные инвесторы).

    Аксаков рад, что Минфин оказался среди участников фонда — это «гармонизирует процесс»: «Претензии у него были, по сути, не к размеру капитала, а к качеству бизнеса, и теперь получается, что Минфин помогает привлечь инвесторов в капитал, поскольку приход инвестора, особенно иностранного, всегда повышает качество бизнеса».

    Чтобы привлечь фонд в капитал, банку придется «вывернуться наизнанку», предупреждает Аксаков, — показать структуру капитала и качество активов. Фонд будет ориентироваться на участие в пределах блокпакета — 25% плюс 1 акция, но верхней планки нет.

    Насколько проект станет популярным среди банков, будет зависеть от цены, считает совладелец самарского банка «Солидарность» Алексей Титов: «Участие в нем — это больше имиджевая вещь, которая представляет интерес и определенные возможности для любого регионального банка, заинтересованного в развитии. При желании IFC мы с удовольствием проведем с ними переговоры по этому поводу».

    Отдачу на инвестиции от таких проектов можно получить лишь в случае, когда инвестор готов потратить на это 5-7 лет работы, которая предполагает, что в банке придется совершенствовать корпоративное управление, риск-менеджмент, а также участие в управлении банком на уровне совета директоров, говорит управляющая фондом «Ренфин» Марина Чекурова.

    Срок деятельности фонда — восемь лет с возможностью продления еще на два года, указано в материалах правительства. В течение первых 3-5 лет его работы управляющая компания (100%-ная «дочка» IFC) будет инвестировать привлеченные средства, а по истечении — выплачивать инвесторам полученные от продажи активов средства (см. врез на стр. 07).

    Татьяна Воронова

    Газета "Ведомости"