Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    Банки отдают государству плохие долги

    09.11.2009
    Доля плохих кредитов в банковской системе достигла почти 70% от проблемных активов, подсчитали в «Юникредит»

    Доля плохих кредитов в банковской системе достигла почти 70% от проблемных активов, подсчитали в «Юникредит». Банкиры предлагают создать инвестиционные агентства, которые бы управляли плохими долгами и залогами. Однако ЦБ подобная идея не по душе.

    Проблемные активы в российской банковской системе достигли 2,5 трлн рублей, что составляет 9% от совокупных активов, отмечается в докладе «Проблема качества активов, использующихся как обеспечение кредитной деятельности», подготовленном управлением стратегического анализа банка «Юникредит». С начала года, всего за восемь месяцев, проблемные активы увеличились более чем на 1 трлн рублей. «Это достаточно существенная величина, и налицо тенденция к росту», – подчеркнул председатель правления «Юникредит» Михаил Алексеев, выступая на заседании комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности.

    Значительная часть проблемных активов приходится на просроченную задолженность. С августа 2008 года доля просрочки в структуре проблемных активов, также включающей вложения в акции, рисковые векселя и облигации, увеличилась с 16% до 37,4% на фоне относительно стабильного вложения в ценные бумаги.

    Оценить реальный уровень просрочки по проблемным кредитам достаточно сложно. Во-первых, банки часто прибегают к пролонгации или реструктурированию кредитов, которые фактически являются безнадежными. «Это хорошо видно в корпоративном кредитовании, где структура срочности изменилась. Краткосрочное финансирование сократилось на 16% по сравнению с прошлым годом, а доля среднесрочного и долгосрочного финансирования выросла на 3% и 13% соответственно», – объясняет Алексеев.

    Во-вторых, существуют расхождения в методологии. Согласно нормативам Центробанка, к плохим относятся кредиты 4-й и 5-й категории, то есть проблемные и безнадежные кредиты. Эксперты считают, что для адекватной оценки качества кредитного портфеля сюда необходимо включить и кредиты 3-й категории, так называемые сомнительные ссуды. «В любом случае величина плохих кредитов значительно больше суммы просроченной задолженности, поскольку учитывает не величину неплатежей, а весь размер кредита. По нашим оценкам, просрочка составляет 60% от суммы кредитов 4-й и 5-й категории», – говорит Алексеев, добавляя, что доля плохих долгов по банковской системе в целом (по доле 30 крупнейших банков) достигает почти 70% от проблемных активов.

    Самый высокий уровень просроченной задолженности в автомобилестроении – 15,68%. Следом идут торговля (8,40%), деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность (8,10%), пищевая промышленность (6,44%), строительство и недвижимость (4,80%).

    В целом на 1 сентября просрочка по корпоративным кредитам достигла 5,49% от общего портфеля. Обеспечением по этим кредитам чаще всего служат активы предприятий. «В России начался процесс распродажи банками полученных в залог активов, что связано с нехваткой у банков управленческого ресурса и с тем, что содержание таких активов требует новых расходов. Этот процесс неизбежно будет становиться все более интенсивным, что может привести к обесценению залога», – говорит Алексеев.

    «Проблему плохих активов придется кардинально решать. Если мы ее не решим, экономика не будет выходить из кризиса успешно», – говорит президент Ассоциации региональных банков России, депутат Госдумы Анатолий Аксаков. На заседании комиссии РСПП в качестве рабочей идеи банкиры предложили создать институт инвестиционных агентств, которые займутся управлением плохими кредитами и обеспечивающими их активами. Такие агентства могли бы искать и передавать активы и обязательства стратегическому инвестору или банку, обеспечивать финансовое сопровождение банкротства, разрабатывать и реализовывать механизм списания безнадежной проблемной задолженности, проводить аудит качества и ликвидности корпоративных залогов, а также страховать стоимость определенных ликвидных залогов, чтобы минимизировать риски резких ценовых колебаний.

    Идея не нова. «Мы озвучивали похожую идею, я думаю, что она все больше будет завоевывать умы наших государственных лидеров.

    Полагаю, что мы придем к тому, что будут создаваться инвестиционные агентства на основе частно-государственного партнерства», – считает Аксаков.

    «Такие агентства очень важны для мелких и средних банков», – соглашается президент банка «Солидарность» Олег Синицын. Впрочем, проект необходимо еще доработать: непонятно, каким будет механизм восстановления или реализации активов и какая будет ответственность, перечисляют банкиры.

    Однако окончательное слово остается за финансовыми властями, а они считают, что банки сами должны разобраться со своими проблемами. В частности, Центробанк уже высказывал свое отношение к выкупу плохих активов.

    «Мы, мягко говоря, не приветствуем этого. Почему государство должно тратить деньги на такие активы, а не помогать людям?» – заявил первый зампред Центробанка Геннадий Меликьян в начале ноября.

    По его словам, такое решение проблемы создает страшный имидж для банков: «Можно хулиганить, а государство потом поможет».