Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    Уточнить позиции

    01.03.2011
    Руководство страны поставило перед бизнесом и обществом задачу диверсификации и модернизации экономики. Однако годы существования на сырьевую ренту практически разрушили российскую промышленность. 90 процентов производственной базы безнадежно устарело и износилось. Без серьезных инвестиций в инфраструктуру и основные средства осуществить эту задачу невозможно.

    Отечественная экономика все еще до конца не преодолела последствия кризиса. Конечно, ВВП растет. Но ситуация с инфляцией остается неопределенной. И в это время монетарные власти дают бизнесу противоречивые сигналы: ставят цель модернизации экономики, но рассматривают возможность отмены ускоренной амортизации оборудования, приобретенного в лизинг, существенно увеличивают единый социальный налог.

    В такой ситуации бизнесу сложно найти средства для проведения масштабных модернизационных проектов и планировать финансовые потоки на время их реализации. И нельзя ставить ему в вину, что он выбирает варианты развития, связанные с меньшими рисками. Даже лидеры отечественной промышленности, такие как КамАЗ, все больше используют в своей продукции импортные комплектующие. Это, наряду с сильным рублем, повышает цену на российскую продукцию и снижает ее привлекательность на мировых рынках.

    Но у государства тоже нет средств, достаточных для осуществления модернизации. Необходимо создать экономические механизмы, развивающие кредитование, стимулирующие инвестиции в основные средства и инфраструктурные проекты. И примеры в этой области есть.

    Можно отметить успешную работу Российского банка развития (РосБР) по стимулированию кредитования малого и среднего бизнеса (в которой последний опирается как раз на региональные банки). По словам председателя правления РосБР Сергея Крюкова, они плотно включены в региональную экономику и кредитование малого и среднего бизнеса - одна из приоритетных задач. А государственный институт развития предоставляет банкам длинные ресурсы.

    Но так как у нас практически нет механизмов рефинансирования ранее выданных кредитов, даже такая успешная программа пока остается чисто государственной - ее объемы ограничены средствами, предусмотренными в бюджете. Изменить ситуацию может секьюритизация кредитов по типу того, как это происходит на ипотечном рынке. Но для этого необходимо как можно скорее принять соответствующий закон.

    Ограниченное количество надежных заемщиков и длительные сроки реализации модернизационных и инфраструктурных проектов, недостатки залогового законодательства также сдерживают кредитование реального сектора. Снизить влияние этих факторов можно за счет развития лизинга и страхования рисков. Хорошо зарекомендовал себя и механизм гарантий федеральных и региональных властей. Вместе с тем необходимо навести порядок в залоговом законодательстве и повысить ответственность руководителей за искажение информации о компании, многократный залог, вывод актива и преднамеренное банкротство. Это не только повысит доверие на рынке, но и снизит стоимость кредитов - ведь хорошие заемщики перестанут платить за мошенников.

    За последнее время Россия дала много громких обязательств: построить мировой финансовый центр, провести зимние Олимпийские игры и чемпионат мира по футболу, уйти от сырьевой экономики. Реализовать их можно только совместными действиями общества, государства, бизнеса. Такие мероприятия, как Межрегиональная конференция "Роль региональных финансовых институтов в обеспечении роста и модернизации экономики" (которую наша Ассоциация проводит в Тюмени на этой неделе), как раз и помогают уточнить позиции и скоординировать усилия.

    «Российская газета»