Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    Мозговой штурм

    21.02.2011
    Сегодня в Государственной Думе состоялся круглый стол «Проблемы отмены ускоренной амортизации лизингового имущества. Законодательный аспект». Лизинговые компании думают, какую «кость» бросить Минфину, чтобы он от них отвлекся.

    Лизинговые компании одни из первых поняли, едва услышав о намерениях Минфина по поводу некоторых законодательных изменений, способствующих пополнению бюджета, что для них дело пахнет керосином. Речь идет о проекте либо совсем отменить ускоренную амортизацию лизингового имущества, либо существенно снизить этот коэффициент. Министерство финансов предлагает эту меру как способ увеличения налогооблагаемой базы, считая, что лизинговые компании по недосмотру государеву несправедливо пользуются существенными налоговыми преференциями, так что в этом кармане можно найти деньги.

    Как признался председательствующий на круглом столе депутат Госдумы и президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков, он даже не ожидал такого аншлага. Присесть было негде, ведь на это событие съехались руководители лизинговых компаний со всей страны, чтобы лично услышать позицию власти и сделать собственные выводы о том, что ждет этот рынок.

    Интрига заключается в том, что прямо, четко и ясно Минфин о своих планах пока не заявлял. Это пока лишь мысли из разряда «1000 идей для устранения дефицита бюджета» и внутренние рабочие служебные записки. На нынешний круглый стол никто из подчиненных Алексея Кудрина не пришел. То есть мнение главного «гонителя лизинговых компаний» пока не прозвучало.

    В роли «адвоката дьявола» (то бишь Минфина), чтобы было интереснее вести дискуссию, а не вести беседу «тихо сам с собою», примерил на себя член комитета Госудмы по экономической политике и предпринимательству Константин Бесчетнов. Он первым делом предположил: а может и ничего страшного? Может, это просто некий информационный вброс с целью отследить реакцию финансового сообщества? Вдруг оно поднимется на дыбы? Тогда можно будет его тут же и успокоить, мол, вам показалось, перекреститесь. Иначе как объяснить странное отсутствие официальной позиции по этому вопросу на фоне скоротечно распространяющихся слухов?

    Тем не менее, Бесчетнов предложил лизинговому сообществу отрепетировать аргументы сопротивления, а сам их тут же парировал, чтобы придать этому коллективному мозговому штурму свежее направление. Участники круглого стола «включили мозги» и начали прямую трансляцию «из горячей точки», непосредственно с поля боя.

    Рикошет по банкам

    К чему приведет отмена ускоренной амортизации? Игроки лизингового рынка считают, что к быстрой, но мучительной смерти половины из них. Потому что российский предприниматель хоть и загнанная лошадь, но далеко не дурак, и разницу между лизингом и кредитом видеть уже научился. Сейчас, когда используя ускоренную амортизацию, можно вывести предмет лизинга из налогооблагаемой базы, пока за него расплачиваешься, лизинг выгоднее. А если проект Минфина будет поддержан и взят на вооружение, то предпринимателю станет одинаково фиолетово, и бизнес просто откажется от этого инструмента инвестирования в основные фонды.

    «До кризиса рынок лизинговых сделок имел рост до 40% в год. Для многих предприятий малого и среднего бизнеса это был практически единственный шанс обновлять производственное оборудование, ведь банковские кредиты доступны по разным причинам не для всех. Учитывая тот факт, что износ основных фондов в различных секторах промышленности составляет более 80%, это плохо взвешенное решение может поставить под угрозу дальнейшую модернизацию российского производства»,  - заявил председатель подкомитета по лизингу торгово-промышленной палаты России Алексей Акиндинов.

    Президент объединенной лизинговой ассоциации Кирилл Царев считает, что отмена ускоренной амортизации ударит и по банковскому сектору. Ведь во время лизинговой сделки стороны фактически «соображают на троих», привлекая для покупки оборудования средства клиента, лизинговой компании и банковские деньги. Очень редкие лизингодатели имеют столько своих денег, они берут для этих целей кредиты в банках. А если рынок наполовину схлопнется, банки получат обострение своей хронической болячки под названием «плохие долги». И пусть в кризис лизинговые компании не создали банкам больших проблем, ведь 95% из них выжило и благополучно работает, ситуация может измениться.

    Эту мысль подтвердила и управляющий директор департамента финансирования малого и среднего бизнеса Российского банка развития Ольга Макаева. Она отметила, что при таком раскладе банки, кредитующие лизинговые компании, будут вынуждены увеличивать объемы резервирования. Уже сейчас некоторые банки осторожно заявляют о сворачивании лизинговых проектов, оправдывая ситуацию якобы плохим спросом, но на самом деле за этим скрывается желание избежать дополнительных рисков.

    В то же время, по данным Российского банка развития, только в 2010 году объемы кредитования лизинговых компаний увеличились в 4,5 раза. При годовом плане, спущенном Внешэкономбанком на развитие малого и среднего бизнеса в 10 млрд. рублей, лизинговые компании были реально прокредитованы на 16,5 млрд. рублей. Иными словами, спрос никуда не делся.

    «Сотрудничество с банками для многих малых предприятий недоступно и тут им помогают лизинговые компании. Если подобное непопулярное решение будет принято, все многолетние усилия по поддержке малого бизнеса сойдут на нет», - заявила Макаева.

    Кроме этого традиционно считается, что предприятия, воспользовавшиеся лизингом, априори «выходят из тени», то есть лизинг здесь мимоходом выполняет еще и социальные задачи. И потом, судя по статистике, 77% объектов лизинга – это именно промышленное оборудование, а не автомобили под задницы больших начальников. Иными словами, возможность создавать новые рабочие места и производить другие налоговые отчисления.

    Так какой смысл Минфину работать «на хапок» сейчас, если есть шансы иметь гораздо большую налогооблагаемую базу в будущем? Почему бы не поступить наоборот: дать с помощью лизинга возможность развития, а потом вернуться к этому вопросу, если ожидания не оправдаются? Ведь если проанализировать налог на прибыль и влияние на него коэффициентов ускоренной амортизации, получится что это налоговый «кредит на время». Все равно придется заплатить те же суммы, просто они растянутся на годы.

    А, может, договоримся?

    Выступая в роли «адвоката дьявола» Минфина Константин Бесчетнов заявил: если, мол, не хотите делиться по-хорошему, покажите путь, за счет которого можно компенсировать то, что не удалось вырвать кусок у лизинговых компаний. Или ищите, на кого перевести стрелки, или думайте, какую ногу себе отрезать для того, чтобы бросить собаке, Минфину то есть, кость, чтобы хватило грызть на подольше. Все ищем компромисс!

    Сообщество заволновалось. Некоторые выступающие сомневались: как предлагать компромисс, если неизвестна сумма, которую бюджет мечтает получить в результате? Сколько отрезать от себя любимого по живому в граммах? Некоторые рубили сплеча: ни пяди нельзя отдать, стоять на смерть, ведь любой компромисс рано или поздно выходит боком. В данном случае можно остаться с одними проблемными клиентами, которые обращаются за лизингом только потому, что больше им никто не дает денег.

    Или есть еще выход перевести бизнес в оффшоры, раз Родина посылает. Но это тоже годится не для всех. К примеру, лизинговые компании при производителях оборудования и автомобилей в него просто не пролезут.

    Звучали идеи отменить ускоренную амортизацию только в новых сделках, а в текущем портфеле ничего не ворошить – разве не разумный компромисс? Или коварно стравить несколько министерств, четко обозначив заинтересованным сторонам, как ухудшится их статистика, если Минфин победит – пусть уже сейчас скопом пишут письма куда надо и собирают подписи против.

    Профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций Высшей школы экономики Виктор Газман заметил, что главное для лизингового сообщества в грядущей битве с Минфином – веские доказательства своей правоты, причем, не на эмоциях, а на фактах. Сейчас слабость лизинговых компаний состоит в том, что у них есть хоть и сплоченное единое мнение, но нет железобетонных статистических подтверждений, что налоговых поступлений реально больше, чем налоговых льгот.

    Эксперт подкинул информацию для размышлений – результаты собственных исследований за последние шесть лет, по которым выходит, что льгот по налогам на имущество и прибыль лизинговым компаниям предоставлено на сумму 247 млрд. рублей, а бюджеты за счет лизинговых сделок пополнились на 651 млрд. рублей. Чистая бюджетная выгода от лизинга – 404 млрд. рублей.

    Индейская изба!

    «Фигвам» планам Минфина доходчиво и художественно изобразил финансовый директор ЗАО «Сбербанк лизинг» Алексей Киркоров. Он проанализировал влияние возможного решения как на текущий портфель лизинговых сделок, так и на будущий. По его мнению, выходит, что никаких дополнительных налогов стране не светит, а совсем даже наоборот.

    Если лизинговые компании начнут банкротиться, как грибы после дождя, они априори перестанут платить налоги – минус балл за сокращение поступлений в 200 млрд. в год. Предприниматели, которым перестало быть выгодно, не будут заключать новых лизинговых сделок и перестанут инвестировать в производство, а, значит, не будет никаких новых рабочих мест, прибыли и, соответственно, налогов – минус два балла за сокращение еще 28 млрд.

    То, что будет именно так, а не иначе, на собственном примере подтвердил заместитель генерального директора по экономике и финансам лизинговой компании «Камаз» Андрей Гладков. Быть лизинговой компанией при производителе, конечно, не столь удобно как при банке, когда есть возможность иметь деньги подешевле и подлиннее, но тоже неплохо, ведь 10% от производства продукции «Камаза» реализовывается именно через собственную лизинговую компанию.

    Гладков сообщил, что только у его не самой огромной региональной лизинговой компании налог на прибыль в результате отмены ускоренной амортизации вырастет в три раза. А чтобы остаться при своих, нужно будет постоянно наращивать объемы лизинговых сделок, что не что иное, как старательное надувание финансового пузыря и неизбежное банкротство, когда он лопнет. А это, на минуточку, лишение гарантированного заказа 50 тыс. рабочих гиганта отечественного автопрома, который страна сейчас местами усиленно поддерживает. Не будет заказа, не будет ни зарплат, ни налогов.

    «Как только решение будет утверждено, мы прекратим заключать лизинговые сделки, в плановом порядке разберемся с текущим портфелем и закроем этот проект. Мы не можем подвергать таким репутационным рискам нашего собственника», - заявил Гладков.

    Буква зю

    И, Дума не была бы Думой, если бы в этих стенах при любом обсуждении не рождалось идеи в очередной раз сделать пластическую операцию действующему законодательству. Ведь нет предела совершенству для наших далеко не совершенных молоденьких законов.

    Вице-президент объединенной лизинговой ассоциации Наталья Панских поделилась, что в официальном письме ей, как директору лизинговой компании, которое она получила из министерства финансов, сказано, что лизинг пользуется необоснованными налоговыми выгодами. Вот она, зарытая собака! Пока чиновники считают, что есть на чем государству поживиться под флагом псевдостремления к справедливости, их не остановить в благих намерениях, которые известно куда ведут.

    Панских напомнила, что в советских законах была норма, обязывающая предприятия до 40% сэкономленных на налогах средств немедленно вкладывать в модернизацию производства. Может, стоит стряхнуть пыль с этих законодательных норм?

    Другие выступающие подтвердили, что чиновники рассматривают лизинговые сделки не как инструмент инвестиций, а как вариант финансовой аренды. К такому же мнению, кстати, приходят и судебные инстанции всех уровней, рассматривая различные споры. «Я своей рукой вписал в закон о лизинге определение, что это инвестиционная деятельность», - возмутился этим фактом депутат Аксаков. И заявил, что он не сторонник компромиссов и половинчатых решений.

    В резолюции круглого стола отмечено, что состояние и возраст производственных фондов в России и стоящие перед державой экономические задачи говорят о том, что рассматривать вопрос отмены ускоренной амортизации преждевременно и нецелесообразно. Кроме этого, стоит посмотреть на опыт стран с развитой лизинговой практикой. В тех странах, где отменялась ускоренная амортизация, власти потом об этом очень жалели и исправляли ошибки, возвращая все на круги своя.

    портал bankir.ru