Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    Минфин и ЦБ представили проект развития банковского сектора до 2015 года

    07.12.2010
    В Госдуме состоялось заседание по проекту Стратегии развития банковского сектора до 2015 года с участием банкиров, регуляторов и независимых экспертов. Основную критику вызвал декларативный характер документа из-за недостатка конкретных цифр, оценок и мер. Привлечение независимых экспертов к написанию Стратегии поможет радикально повысить уровень полезности документа и для участников рынка, и для регуляторов.

    1 декабря 2010 года в Госдуме РФ прошло заседание по Стратегии развития банковского сектора до 2015 года. Проводил заседание Анатолий Аксаков, депутат и глава ассоциации региональных банков "Россия". Два часа заседания прошли очень оживленно. Свою критику и предложения высказали представители крупнейших российских и иностранных банков (Дмитрий Тарасов из Сбербанка, Наталья Новикова из Ситибанка, Банк Москвы, ЮниКредит и другие), рейтинговых агентств (Павел Самиев из Эксперт РА и Ричард Хейнсворт из РусРейтинга), Агентства по страхованию вкладов, Дитрий Тулин из Deloitte & Touche (бывший зампред ЦБ) и другие. В завершении дискуссии выступила замдиректора департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Елена Музыка.

    Стратегия предусматривает действия по четырем основным направлениям:

    1. Развитие конкурентной среды в секторе, в том числе с помощью небанковских финансовых посредников (кредитная кооперация, микрофинансовая деятельность). Очевидно, российские банки не в состоянии покрыть спрос населения на кредиты в силу различных причин (как внутренних, так и внешних). А без развития кредитования экономика не получает стимул для роста за счет внутреннего спроса. Я предполагаю, что именно эти факторы повлияли на решение развивать другие формы деятельности по кредитованию. К слову, этим летом был подписан закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", который должен поспособствовать реализации первого пункта Стратегии.

    2. Развитие инфраструктуры и технологий, которые позволят Москве отвечать требованиям современного международного финансового центра. Сюда же входит задача по созданию национальной платежной системы.

    3. Качественное изменение подходов к банковскому надзору и регулированию, приведение их в соответствие с международными стандартами и требованиями. Здесь, по-видимому, подразумевается расширение практики по вынесению мотивированного суждения сотрудниками ЦБ на различные аспекты деятельности банков, в первую очередь - о связанности заемщиков и оценки концентрации рисков на заемщика. Об этом недавно говорил глава ЦБ Сергей Игнатьев. Из его слов также можно сделать вывод о движении в сторону повышения ответственности руководителей кредитных организаций и введения уголовных наказаний за преднамеренные банкротства и вывод активов.

    4. Меры по консолидации сектора. При концентрации 94% активов в 200 банках при их общем количестве свыше 1000, эти меры очевидны. По моей оценке, в перспективе 2-5 лет количество банков в России сократится как минимум на 20%.

    Теоретически, реализация данных мер должна привести к следующим показателям:




    Это единственная таблица в Стратегии. На заседании практически все отметили, что из-за отсутствия конкретных цифр, оценок и мер, документ больше напоминает не стратегию, а декларацию.

    Остались в стороне вопросы учетной политики, которые были в предыдущих двух стратегиях. Сейчас, например, данные в отчетностях по МСФО и РСБУ иногда полностью противоположны, нужно двигаться к их гармонизации. Директор управления стратегического планирования Сбербанка Дмитрий Тарасов отметил необходимость внедрения электронно-цифровой подписи и электронного документооборота, так как Сбер и другие банки несут огромные расходы по хранению, пересылке, архивированию документов.
    Представитель Банка Москвы отметил, что данная Стратегия не согласована со стратегией развития России до 2020 года. По его словам, Стратегия-2015 предусматривает умеренный рост банковского сектора, тогда как в Стратегии-2020 предусмотрен его форсированный рост.

    Представитель Агентства по страхованию вкладов сказал, что в Стратегии недостаточно внимания уделено развитию агентства. Помимо сохранения за АСВ функций по санации банков на постоянной основе, оно хотело бы получить право по санации ПИФов и ОФБУ и право по созданию и выводу на организованный рынок ценных бумаг депозитных сертификатов. Ричард Хейнсворт, глава РусРейтинга отметил, что повышение конкуренции в сфере платежей и денежного обращения (пусть и электронного) предусматривает появление новых игроков на рынке - небанковских организаций. Из Стратегии неочевидно, кто будет заниматься их регулированием и контролем. Он также отметил недостаток конкретики относительно мер по повышению ответственности руководителей банков. Например, до сих пор отсутствует правовой статус у кредитного комитета, добавил Дмитрий Мирошниченко из фонда экономических исследований "Центр развития".

    На мой взгляд, основной конструктив в дискуссию внес Дмитирий Тулин. Он сказал, что привлечение независимых экспертов к написанию Стратегии (хотя бы из той же Deloitte & Touche smile;) поможет радикально повысить уровень полезности документа и для участников рынка, и для регуляторов.
    Инвесткафе