Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    Жизнь и удивительные приключения законопроектов

    24.11.2010
    Потребительское кредитование скоро получит свой закон. Правда, пока непонятно, какой именно. Дело в том, что на одно вакантное место сейчас претендуют сразу два кандидата. Первый – это старожил, закаленный многолетними сражениями в думских кабинетах и коридорах, дважды отправленный в архив и дважды возрождавшийся в новой ипостаси, сменивший почти полностью команду разработчиков законопроект «О потребительском кредитовании». Второй – свежеиспеченный проект Минфина, названный, по-видимому, для разнообразия, «О потребительском кредите».

    Разговоры о необходимости принятия закона, регламентирующего порядок кредитования банками клиентов – физических лиц, идут уже давно. Так, в феврале 2004 года было объявлено, что соответствующий закон будет принят в 2005 году. Информация о разработке проекта закона о потребительском кредитовании Центральным банком и Минфином появилась в июле 2004 года. В начале 2005 года сообщалось о «первом варианте закона, уже разработанном в Минфине», но дальше дело не пошло.

    Летом 2005 года о Практически-Уже-Готовом-К-Утверждению законопроекте сообщили глава ФАС Игорь Артемьев и председатель Российского отделения международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.

    В декабре 2005 года директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин объявил, что законопроект «О потребительском кредите» будет внесен в Госдуму «в пессимистичном варианте во втором квартале, а в оптимистичном - в первом квартале 2006 года».

    Чуть ранее, в ноябре 2005 года, заместитель председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков заявил, что не исключает разработки совместно с Ассоциацией российских банков (АРБ) альтернативного законопроекта «О потребительском кредитовании». «Меня постоянно спрашивают, но закон о потребительском кредитовании пока не поступил в Государственную Думу… Мы не исключаем вероятности того, что мы так и не дождемся, пока правительство внесет его и внесем его сами», - сказал он.

    По поводу правительственного законопроекта Аксаков высказался в том смысле, что там «все правильно, но сыро написано и много лишнего; документ зарегламентирован, поэтому при его реализации мы можем получить обратный эффект». Так ли это на самом деле, широкой банковской общественности определить не удалось; ни основной, ни альтернативный законопроекты так и не были поступили в Госдуму ни в 2005, ни в 2006 году.

    Правда, в июне 2006 года Минфин таки отправил на согласование в правительство концепцию закона о потребительском кредитовании, о чем сообщил в интервью журналу «Финанс» Алексей Саватюгин.

    В ноябре 2006 года таинственный законопроект рассмотрел Консультационный совет Ассоциации региональных банков России.

    В декабре 2006 года заместитель директор департамента финансовой политики Минфина Владимир Луков, выступая на третьем всероссийском конгрессе «Рынок потребительского кредитования: спрос и предложение», сообщил, что Минфин надеется на принятие закона о потребительском кредитовании в 2007 году. «Мы уже согласовали техзадание по законопроекту со всеми исполнителями и надеемся, что в следующий понедельник оно будет рассмотрено на комиссии по законодательной деятельности правительства РФ», - сказал он, добавив, что, как только техзадание и концепция законопроекта будут одобрены, документы будут сразу переданы депутатам.

    В феврале 2007 года с заявлением о том, что «пилотная» версия закона о потребительском кредитовании будет готова к обсуждению к 1 мая, выступил руководитель департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский.

    15 октября 2007 года в Госдуму наконец-то был внесен законопроект № 479984-4 «О потребительском кредитовании» - правда, не правительственный, а «аксаковский». Однако уже через месяц его вернули разработчикам «для выполнения требований Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы» (в связи с отсутствием заключения Правительства Российской Федерации). Как писали «Новые Известия», документ не приняли «по техническим причинам» - депутаты собирались подождать правительственный вариант законопроекта.

    В январе 2008 года Анатолий Аксаков объявил о новой редакции законопроекта, в которой «учтены замечания и предложения Центрального банка Российской Федерации».

    В марте 2008 года к обсуждению законопроекта подключился коллективный разум Bankir.Ru.

    Второй законопроект «О потребительском кредитовании» поступил в Госдуму только спустя год после первого, 31 октября 2008 года; разработали его депутаты Анатолий Аксаков и Федот Тумусов. Прожил он так же недолго, и 13 января 2009 года был снят с рассмотрения «в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы».

    Находящийся на рассмотрении в настоящее время законопроект № 136312-5 с тем же названием группа депутатов во главе с Анатолием Аксаковым внесла в Госдуму 5 декабря 2008 года. В январе 2009 года законопроект прошел предварительное рассмотрение профильным комитетом и Советом Государственной Думы.

    В июле 2009 года появилась информации об отрицательном отзыве Минфина на «аксаковский» проект закона о потребительском кредитовании. Комментируя отзыв Минфина, Аксаков сказал, что авторы законопроекта «будут работать с правительством и, возможно, скорректируют текст документа».

    18 октября 2010 года Госдумой было принято решение «разослать повторно законопроект для подготовки замечаний и предложений (срок представления отзывов, предложений и замечаний в комитет 22.11.2010)» и подготовить законопроект к рассмотрению на декабрь.

    И тут – внезапно! – Империя Минфин наносит ответный удар: 10 ноября 2010 года на сайте министерства размещен проект Федерального закона «О потребительском кредите», подготовленный при участии АРБ.

    «Минфиновский» проект оказался почти в три раза короче «аксаковского» и уже вызвал негативную реакцию в банковском сообществе.

    Обсуждать нюансы, достоинства и недостатки обоих документов сейчас, наверное, нет смысла; давайте подождем, какой из них в выйдет в финал. 

    Делайте ваши ставки!

    портал bankir.ru