Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    Анатолий Аксаков об основных направлениях денежно-кредитной политики Центробанка РФ

    18.11.2009
    18 ноября Госдума одобрила представленный Центробанком РФ документ «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 период 2011 и 2012 годов»

    18 ноября Госдума одобрила представленный Центробанком РФ документ «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 период 2011 и 2012 годов». От фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» выступил Анатолий Аксаков:

    - Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги, с точки зрения традиции составления такого документа, представленные основные направления денежно-кредитной политики являются вполне добротным, профессионально подготовленным документом.

    Но мы с вами находимся в условиях кризиса и, естественно, у многих депутатов есть ожидание увидеть в этом документе больше, чем традиционно раньше представлялось Центральным банком в Государственную Думу.

    Этот документ не отвечает на некоторые вопросы, которые ставят и граждане, и депутаты, почему при столь огромных золотовалютных резервах, которые мы накопили в такие тучные периоды, экономика страны обрушилась больше, чем в подавляющем большинстве стран? Даже в Казахстане, на Украине падение меньше, чем в России, хотя такими резервами они не обладают. И что необходимо сделать нам вместе с Центральным банком, с правительством для того, чтобы такая ситуация в будущем не повторилась?

    И, задавая этот вопрос, приходишь к выводу, что то, как мы готовим экономические документы, неправильно. Скажем, показатели инфляции, показатели курса валюты на следующий год да и рост ВВП они определяются не Центральным банком, а определяются другими органами и соответственно Центральному банку потом, формируя свой документ, Основные направления денежно-кредитной политики, практически приходится подстраивать под то, что уже придумали в других государственных кабинетах. И, на мой взгляд, это неправильно, потому что вся экономика она ориентируется на спрос, а спрос определяется деньгами, а деньгами управляет и определяет их стоимость Центральный банк. И, на мой взгляд, было бы правильным, если бы Центральный банк определял будущее значение инфляции, курса рубля, определял бы спрос на товары, которые предъявит население, предприятия и таким образом определял бы темпы роста валового внутреннего продукта. Этого, к сожалению, нет и нам необходимо сообща, вместе такую ситуацию менять.

    Следующий момент, о котором бы хотелось сказать, он, конечно, связан уже с текущей ситуацией, это укрепление рубля. Очевидно, что укрепление рубля, и Сергей Михайлович сам это отметил, отрицательно влияет на ситуацию в экономике.

    У нас растёт фондовый рынок и, вроде бы, все финансовые показатели сейчас выглядят достаточно позитивно. Но если мы с вами поедем в регионы, на предприятия, в сельское хозяйство даже, которое более-менее благополучно, то мы увидим, что предприятия сталкиваются с тем, что не могут продать свою продукцию. Соответственно, конечно, банки не будут кредитовать такие предприятия. Кто возьмёт на себя риск давать деньги тому, что не сможет продать свою продукцию и вернуть деньги банку? И укрепление рубля как раз напрямую влияет на эту ситуацию.

    Что может сделать в этой ситуации Центральный банк? Он может, с одной стороны, увеличивать золотовалютные резервы и, таким образом увеличивая эмиссию, денежную эмиссию, и препятствуя укреплению рубля, с другой стороны, снижать ставку рефинансирования. Он это делает, но, на мой взгляд, делает слишком медленно. Сейчас такая благоприятная ситуация сложилась, что у нас инфляция не растёт практически, темпы роста инфляции по году, все это отмечают, будут не самыми высокими. И в этих условиях, на наш взгляд, можно было бы более решительно пойти на снижение ставки рефинансирования.

    Здесь говорилось, что она не влияет на стоимость кредитов. Влияет. Не напрямую, не сразу же, не одномоментно, но тем не менее снижение ставки рефинансирования поэтапно, через... с определённым лагом ведёт к тому, что кредитные организации будут уменьшать стоимость своих кредитов. И здесь я бы призвал Сергея Михайловича, Центральный банк всё-таки более решительно действовать, снижая ставку рефинансирования, таким образом, в том числе сдерживая укрепление рубля.

    Следующая тема, которая так же поднималась уже в этом зале, это доступность финансовых услуг. Говорилось о крупных банках, что они не всегда оказывают услуги, я считаю, что в России должны быть и транснациональные банки, и федеральные банки, и региональные, и микрофинансовые организации. Все должны жить, исходя из потребности рынка. Есть ниша у организации? Значит, она должна жить, не надо административно её уничтожать.

    К сожалению, мы с вами приняли решение о том, что у банков должен быть минимальный размер капитала, и многие из них, уже начиная со следующего года, будут закрываться, уходить из рынка.

    А это означает уменьшение доступности финансовых услуг, оказываемых населению. Надо нам это? На мой взгляд, не надо. Тем более когда говоришь об этом, отвечают, пусть будут вот кредитные кооперативы, закон вы приняли в Государственной Думе.

    Но имейте в виду, что любой банк намного прозрачнее, чем кредитный кооператив. Зачем более прозрачную организацию закрывать и отдавать на откуп вот этот рынок кредитным кооперативам, которые должны быть, но всё-таки они менее прозрачны. Значит там меньше контроля и больше возможных нарушений. Непонятно мне.

    Поэтому я поддерживаю идею всё-таки оформления такого понятия, как "региональный банк", который должен действовать в пределах определённого ареала, федерального округа, может быть, даже субъекта Федерации, с ограниченным перечнем операций, скажем, может быть, ограничить его от валютных процессов, от игры на фондовом рынке. Но региональный банк, который привлекает средства населения и кредитует потребителей в этом регионе, он должен существовать, поскольку у него, я уверен, есть ниша, тем более это будет под контролем Главного управления Центрального банка в регионах.

    Сейчас Центральный банк вместе с Российским банком развития хорошую схему реализовывает по рефинансированию кредитов, предоставленных малому бизнесу. Подписано соглашение и я надеюсь, что в этом году оно, или в следующем, по крайней мере, начнёт работать.

    Но есть хороший опыт у Россельхозбанка по выдаче микрокредитов в регион. И я разговаривал с руководителем этого банка недавно. Он сказал, что возвращаемость хорошая, опыт наработан и, на мой взгляд, Сергей Михайлович, вот можно было бы и эти кредиты рассмотреть как актив, под который можно было бы осуществлять рефинансирование, и тогда вот этот микробизнес начнёт более эффективно и быстро развиваться.

    Ещё одна проблема, которую хотелось бы отметить, это неритмичность финансирования бюджетных назначений. Центральному банку часто приходится "латать дыры" и решать проблемы, которые возникают в связи с тем, что в конце года, как правило, начинается финансирование всех бюджетных назначений и это, в том числе, вызывает такой виток инфляции.

    На мой взгляд, можно было бы рассмотреть опыт США в данном случае. Американцы держат свои средства не на счетах казначейства, а они держат их в коммерческих банках, крупных банках, надёжных банках, и тогда это включается в денежную базу и не влияет на показатели инфляции.

    Может быть у нас начать там со Сбербанка, который никогда не обанкротится, ВТБ, а потом уже на конкурсной основе эту схему реализовать, и тогда более ритмично будет идти финансовый поток, и меньше будет проблем с регулированием инфляции в течение года.

    Хотел бы сказать о стратегии развития банковской системы. Последняя стратегия развития банковской системы закончила своё действие в 2008 году. Сейчас ни банки, ни субъекты, которые имеют отношение с кредитными организациями, не знают, как, какая стратегия развития банковской системы, в каком направлении всё будет двигаться. Надо ускорить этот процесс, Сергей Михайлович, и выдать документ на обсуждение и депутатам, и экспертам этого сообщества, и банкирам для того, чтобы они высказали своё мнение. Мы должны видеть, как будут развиваться показатели банковской системы, капитал, кредиты и так далее. И какие механизмы будут предусмотрены для того, чтобы это всё развивалось.

    Поэтому, заканчивая своё выступление, вот те замечания, которые я высказал, и на фракции они очень много звучали... И пришли к выводу, что фракция "Справедливая Россия" не будет голосовать за это постановление, поскольку, с одной стороны, документ вроде бы добротный, но в то же время не решает те проблемы, которые необходимо решить с помощью в том числе и денежно-кредитной политики.

    Спасибо.