Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(3) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(60) "
  • Публикации
  • " [2]=> string(90) "
  • Публикации СМИ
  • " }

    Антикризисная программа сработала

    28.09.2010
    Правительство и Центробанк РФ отчитались перед депутатами о реализации мер по поддер­жке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики и мерах социальной поддержки населения в первом полугодии 2010 года. Было принято соответствующее постановление Государ­ственной Думы.

    Первый заместитель Председателя Правительства Игорь Шувалов напомнил, что острая фаза кризиса началась в сентябре 2008 года. В это же время Правительством начата реализация антикризисной программы, состоящей из трёх приоритетных направлений. Первое – обеспечение социальной стабильности. Второе – сокращение темпов промышленного спада. Третье – модернизация экономики. «Мы обязаны совместными усилиями обеспечить изменения структуры российской экономики, чтобы её рост проходил на качественно новом уровне», – отметил Игорь Шувалов.

    За 2009 год Правительство потратило на антикризисные меры 1 триллион 235 миллиардов рублей. В текущем году на эти цели предусмотрено 295 миллиардов рублей. «Мы считаем, что возврат к объёму ВВП докризисного уровня будет означать выход из кризиса. Несмотря на сложности, которые мы переживаем в связи с понижением темпов экономического роста в мире и в связи с экологическими явлениями, по-прежнему считаем, что в 2012 году сможем выйти на докризисный объём ВВП, – сказал Шувалов. – Если, конечно, не встретимся с непредсказуемыми и сложными явлениями в мировой экономике или с природными катаклизмами».

    Игорь Шувалов уверен, что цели антикризисной программы достигнуты. Доходы населения в 2009–2010 годах выросли на 5,6 процента, а зарплата – на 5,1 процента. «Неуклонный рост доходов населения открывает возможности для экономического роста, но он должен быть основан на новой структуре экономики», – подчеркнул первый вице-премьер.

    Кроме того, по его словам, удалось добиться увеличения доверия населения к власти. Несмотря на все сложности, в том числе и в банковском секторе, Правительство ни разу не изменило своим обещаниям.

    По словам председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству Евгения Фёдорова, в экономике сохранена положительная тенденция прошлого года. Растут заработная плата, пенсии. Уровень безработицы ниже, чем в Германии, Франции, Канаде, Великобритании. «Правительство выбрало абсолютно правильную стратегию борьбы с кризисом, – отметил Евгений Фёдоров. – И главное её отличие от стратегий других стран – ставка на людей. В других странах снижали зарплаты, пенсии, увеличивали продолжительность рабочего дня. Правительство РФ прежде всего поддерживало людей, и это дало положительные результаты».

    В качестве положительных достижений этого года председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Юрий Васильев отметил, что 28 тысяч ветеранов были обеспечены жильём, на 195 миллиардов закуплены автомобили «скорой помощи», 33 миллиарда рублей пошли на поддержку занятости населения.

    Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике Фарида Гайнуллина согласилась с тем, что государство в полном объёме выполнило все социальные обязательства. Средняя пенсия увеличилась на 46 процентов и достигла 8 тысяч рублей. Выросли социальные пособия. Вместе с тем, считает депутат, недостаточно внимания уделяется поддержке занятости населения, созданию постоянных рабочих мест, миграционной политике, трудоустройству молодёжи и инвалидов. Оставляет желать лучшего ситуация с заработной платой бюджетников – повышение ожидается только в следующем году. Не закрыта и тема выплаты задолженности по зарплате, это по-прежнему вызывает социальную напряжённость.

     

    Инвестиции сами не придут

    Говоря о промышленном росте, Игорь Шувалов подчеркнул, что в 2009 году показатели были отрицательными. Правительство часто упрекали в том, что отечественная экономика так устроена, что вряд ли когда-либо сравнится с такими странами, как, например, Индия или Китай. Для стабильного развития действительно нужна другая структура экономики. Но для того чтобы её выстроить, двух лет недостаточно. При этом, по словам Игоря Шувалова, особенности российской экономики не помешали добиться конкретных результатов. В 2010 году наблюдается небольшой рост. С конца 2009 года выросли объёмы производства в энергетике, обрабатывающей промышленности. Рассчитывали на подъём в агросекторе, но планы расстроила засуха.

    Первый вице-премьер под­черк­нул, что уровень инвестиций остаётся низким, они выросли всего на 3,3 процента по сравнению с прошлым годом. В то же время первостепенное внимание надо уделять привлечению капитала в страну, так как это будет способствовать созданию в России международного финансового центра. «Условия для привлечения иностранного капитала будут лучше год от года, – уверен Игорь Шувалов. – И это позволит модернизировать экономику».

    Председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству Евгений Фёдоров согласился с тем, что изменение структуры экономики приведёт к росту инвестиций. Депутат считает, что для этого необходимо увеличить финансирование науки, развивать новые технологии, интеллектуальную собст­венность. «Главное в среднесрочной перспективе – начать подготовку к изменению типа промышленности – с индустриального на постиндустриальный, – подчеркнул Евгений Фёдоров. – Надо модернизировать экономику, создавать предприятия нового типа – экологичные, энергоэффективные. Необходимо также продолжить работу по изменению несправедливой к российскому рублю мировой экономической среды».

     

    Платёжный баланс на высоком уровне

    Председатель Центробанка РФ Сергей Игнатьев начал выступление с оценок текущей макроэкономической ситуации. «Благодаря стабилизации мировых цен на нефть на довольно высоком уровне платёжный баланс России остаётся достаточно сильным, – сказал он. – Сальдо счёта текущих операций за 8 текущих месяцев 2010 года составило 58 миллиардов долларов, что более чем вдвое превышает его значение за тот же период прошлого года». Основная причина профицита текущего счёта – быстрый рост импорта, он на 30 процентов больше, чем в прошлом году. Среди факторов роста импорта – возобновившийся экономический рост, повышение доходов населения, рост валютного курса рубля.

    Комментируя выступление председателя Центробанка, председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Владислав Резник отметил, что благодаря антикризисным мерам снизился валовый кредит Банка России, продолжилось сокращение масштабов использования беззалогового кредитования. Учитывая эффективность антикризисных мер по стабилизации банковской системы, которые действуют только до 31 декабря 2011 года, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку считает нужным продлить действие этих мер.

    При проведении курсовой политики Банк России в качестве ориентира по-прежнему использует стоимость бивалютной корзины. Целевые значения валютного курса рубля не устанавливаются, а для предотвращения резких колебаний курса используется плавающий курс. «Мы постепенно двигаемся к режиму свободного плавания валютного курса рубля, что в конечном счёте позволит нам достигать поставленных целей по инфляции», – подчеркнул Сергей Игнатьев.

    Однако со стороны денежного предложения формируются определённые риски ускорения инфляции. Быстрый рост денежной массы связан с масштабными покупками Центробанком иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в первые месяцы этого года и с большими расходами средств Резервного фонда на финансирование дефицита федерального бюджета в январе–апреле. «В последующие месяцы Минфин для покрытия дефицита стал более широко применять внутренние заимствования, что мы поддерживаем, – сказал Сергей Игнатьев. – По этим причинам в ближайшие месяцы мы ожидаем замедления роста денежной массы».

    До июля 2010 года инфляция уверенно снижалась. Она снизилась до 5,5 процента. Это было связано в первую очередь с сокращением потребительского и инвестиционного спроса, с укреплением рубля, что позволило снизить ставку рефинансирования и ставки по кредитам коммерческим банкам, кредитная активность которых постепенно повышается. С марта по сентябрь кредитный портфель увеличился на 7 процентов. Уровень просроченной задолженности по банковским кредитам стабилизировался, но тенденций по его снижению не наблюдается.

    В августе макроэкономическая ситуация резко изменилась. За месяц инфляция составила 0,6 процента. Потребительские цены выросли на 0,9 процента. Это, по словам Сергея Игнатьева, главным образом связано с засухой и низким урожаем. В сентябре рост цен продолжается – за первые 20 дней они выросли на 0,6 процента. Влияние засухи на цены продлится до осени следующего года. Инфляция в нынешнем году может составить 8 процентов.

     

    ВОПРОС–ОТВЕТ

    «По некоторым данным, потери страны из-за аномальных природных условий составят до 1 процента ВВП, или около 450 млрд рублей. Хотелось бы услышать от Правительства оценку понесённого страной ущерба. В каких объёмах Правительство и Центробанк окажут субъектам финансовую поддержку?» – спросил член фракции КПРФ Сергей Решульский.

    «В ситуации, когда стало ясно, что зерновых будет значительно меньше, чем планировали, и нужно перевозить зерно из успешных регионов в те, которые стали дефицитными, Правительство приняло оперативные меры», – ответил Игорь Шувалов. Так, было принято решение о предоставлении льгот по перевозке зерна в другие регионы и о предоставлении зерна в безаукционной форме из специальных фондов. Также был введён запрет на экспорт зерна. По словам Игоря Шувалова, это было непросто, но данная мера была обоснованной. До 35 миллиардов рублей Правительство распорядилось выдать в виде прямых денежных средств в качестве дотаций и бюджетных кредитов. «При мерах поддержки, которые мы оказываем, и без дополнительных климатических катаклизмов в будущем году сельское хозяйство может выйти на ранее запланированные темпы роста. Ситуация непростая, но в целом мы понимали, что рано или поздно это случится», – подытожил первый вице-премьер.

    «Сроки вступления России в ВТО на протяжении долгого времени постоянно переносятся. Собирается ли вообще Россия вступать в эту организацию? Не получается ли так, что наши иностранные партнёры просто тянут время и никакие наши поступки не помогут присоединению?» – спросил руководитель фракции ЛДПР Игорь Лебедев.

    На это первый заместитель Председателя Правительства ответил, что Россия не тянет со вступлением в ВТО. На протяжении последних лет активно работает, чтобы это вступление оформить. После 2008 года, по его словам, были сложности с зарубежными партнёрами, которые открыто говорили, что не будут поддерживать Россию в её стремлении вступить в ВТО. «Сейчас мы ведём активные переговоры с США и с Евросоюзом. Необходимо принять ряд законов, которые проистекают из наших договорённостей с зарубежными партнёрами и которые нужны России для модернизации. Свою часть работы завершим в ближайшие дни. Надеюсь, будут приняты компромиссные решения», – заметил Игорь Шувалов.

    «Насколько далеко Россия готова идти по созданию единого экономического пространства в рамках Таможенного союза? И как быть с национальными техническими регламентами?» – спросила член фракции «Единая Россия» Раиса Кармазина.

    «Мы исходим из того, что с 1 января 2012 года будет сформировано единое экономическое пространство. Это реальная цель. Мы её сейчас добиваемся. Вместе с коллегами из правительств Казахстана и Белоруссии мы формируем пакет соглашений, работа проходит довольно сложно. На очередной встрече руководителей правительств в октябре будут обсуждаться спорные вопросы», – ответил Игорь Шувалов. Что касается технических регламентов, то, по его словам, была согласована позиция, что техническое регулирование будет единым на территории трёх государств. И техрегламенты теперь не будут проходить через Федеральное Собрание – по ним окончательное решение будет принимать Комиссия Таможенного союза. К 1 января 2012 года национальных регламентов не останется, они будут едиными на территории единого экономического пространства.

    «В 2009 году по сравнению с предыдущим годом более чем в два раза увеличилось число обращений граждан, связанное с нарушением права на труд – невыплатой зарплат, особенно на предприятиях-банкротах. Что делает Правительство для решения проблемы?» – спросил депутат от фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Александр Терентьев.

    Игорь Шувалов ответил, что многие предприятия переживают сложности, некоторые заканчивают банкротством. И такие проблемы на рынке труда время от времени будут возникать. На протяжении последних лет, по его словам, много говорилось о том, что нужно принять особенную программу по развитию рынка труда, вокруг этого было много дискуссий. И в итоге пришли к выводу, что добиться роста экономики и качества жизни можно, только если рынок труда претерпит изменения. «Минздрав и Минэкономразвития проделали важную работу, приняв вместе с регионами программы занятости населения, которые носят антикризисный характер. Благодаря им многие получили возможность повысить квалификацию, получить образование, переехать в другую местность на новое место работы. Мы научились по-новому реагировать на проблемы на рынке труда. Сформировался квалифицированный штаб людей в ведомствах, которые оперативно решают эту проблему в любой точке. Но не всегда это происходит успешно», – заметил первый заместитель Председателя Правительства. Во многих регионах, по его словам, проблемы носят затяжной характер. В этой ситуации необходимо как выделение средств на федеральном уровне, так и активность местных властей и менеджмента предприятий. Слаженная работа помогает быстро решать проблемы, подытожил Игорь Шувалов.

     

    МНЕНИЯ ФРАКЦИЙ

    Сергей Штогрин, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция КПРФ:

    «Правительству не удалось в полной мере задействовать такой важнейший фактор экономического роста, как внутренний спрос, его увеличение. В докладе нам сообщили, что за первое полугодие выросла и реальная, и номинальная заработная плата. По статистике, за первое полугодие подоходный налог с тех, кто его уплачивает по 13 процентов, вырос всего на 7 процентов. Возникает вопрос: а где же тогда деньги? Есть категории плательщиков, у которых подоходный налог даже снизился. Кто же стал получать больше? Бюджетники не стали. Конечно, если посчитали доходы тех олигархов, которые в ходе кризиса удвоили и утроили свой капитал или доходы жён больших начальников, тогда, наверное, этот рост и есть. К сожалению, Правительству и Центральному банку не удалось выйти на запланированные показатели инфляции в текущем году. В начале года инфляция замедлилась незначительно, но в середине лета и в сентябре она стала галопировать – особенно цены на продовольственные товары. И если не будет принято экстренных мер, показатель инфляции грозит превысить 8 процентов.

    Насыщение банковской системы деньгами, снижение до 7,75 процента ставки рефинансирования положительно сказалось на кредитовании экономики, но многие проблемы остаются. Малый бизнес сейчас кредитуют в среднем под 15,5 процента годовых. Ещё хуже ситуация с кредитованием сельского хозяйства. Всё это не даёт нормально работать нашей экономике».

    Владимир Жириновский, заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР:

    «По сельскому хозяйству у нас вдруг возникают проблемы, дефицит. У нас изобилие должно быть во всём. Кто нам мешает сеять больше хлеба? И не надо ссылаться на стихийные бедствия, они всегда были, во все времена. У нас есть огромные территории, на которых можно вырастить большое количество урожая. Надо строить элеваторы, развивать все виды хранения сельхозпродукции, переработки. В прошлом году мы могли бы больше закупить хлеба у наших производителей. И не было бы никакой проблемы с экспортом. Хотя останавливать экспорт периодически надо – цена повышается. Почему в США два министерства торговли? У нас даже одного нет. Зачем алкоголь завозим? Неужели из Чили вино дешевле везти, чем закупить в Краснодарском крае? Там же виноград растёт! Это всё делают те, кто отвечает за долгосрочные закупки. Я не уверен, что мясо кенгуру из Австралии или мясо из Аргентины дешевле нам обходится, чем наше собственное животноводство. Но мы его не поддерживаем и в тупик загоняем всю страну. Не хватает сырья нашего. А его никогда не будет хватать, пока мы везём всё из-за границы».

    Мартин Шаккум, председатель Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям, фракция «Единая Россия»:

    «Мы должны подтвердить, что антикризисная политика в целом, которую реализовало Правительство, была успешной. Есть успехи, доходы бюджета выросли на 20 процентов, региональные доходы – в среднем на 18 процентов, золотовалютные резервы – на 42 миллиарда долларов. Но нужно дальше создавать базу для технологического, инфраструктурного и модернизационного прорыва, кардинального повышения конкурентоспособности российских предприятий в целом. Огромное значение имеют интеграционные процессы в рамках Таможенного союза, АТЭС, Шанхайской организации сотрудничества и взаимодействие с ЕС. Для активного продвижения российских товаров на мировые рынки нужно завершить работу по вступлению России в ВТО. Нужно ликвидировать все бюрократические барьеры, которые затягивают процесс строительства жилья, обеспечить вовлечение в оборот неиспользуемых земельных участков. Мы не можем осуществить модернизацию экономики без развития транспортной инфраструктуры. Нас беспокоит ситуация с региональными дорожными фондами, их необходимо встроить в единую систему дорожного хозяйства. Сегодня мы ждём от Правительства прорывных решений».

    Анатолий Аксаков, член Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ:

    «Тот позитивный рост, который мы имеем в текущем году, связан с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой: цена на нефть – 75 долларов за баррель. Как вы знаете, в бюджете была заложена цена 58 долларов. Благодаря цене на нефть мы имеем возможность обеспечить определённый экономический рост.

    Здесь отмечалось, что надо обеспечить модернизацию экономики. С этим трудно не согласиться. Износ основных фондов составляет 45,3 процента, полностью изношено 13 процентов основных фондов. Естественно, это вызывает различные техногенные катастрофы, которые у нас периодически происходят. Решением проблемы мог бы стать лизинг. И в принципе статистика говорит, что лизинг даже в текущем году растёт быстрыми темпами. Но что мы видим? С одной стороны, мы вводим программу утилизации автомобилей, а с другой – отменяем ту льготу, которая позволяла представителям малого бизнеса приобретать эти автомобили. В этом году вдруг публикуются документы о перспективной налоговой политике и говорится, что вообще будет отменена эта амортизационная льгота для всех видов оборудования. И возникает вопрос: как же будет осуществляться модернизация, за счёт чего? Лизинг – одна из форм, которая позволяла в массовом порядке обновлять основной капитал. А мы говорим одно, а делаем, получается, другое».

     

    ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

    Были приняты

    в первом чтении

    • Поправки в Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», совершенствующие механизм спецперевозок осуждённых к лишению свободы и лиц, заключённых под стражу.

    • Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс в части проверочных инстанций в уголовном процессе.

    • Поправки в Закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и отдельные законы, наделяющие корпорацию полномочиями по выдаче разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию объектов использования атомной энергии учреждениям и акционерным обществам корпорации и их дочерним и зависимым обществам, а также подведомственным предприятиям.

    в третьем чтении

    • Поправки в Закон «Об обращении лекарственных средств» в части введения механизма защиты интеллектуальной собственности фармацевтических производителей.

    • Поправки в Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», создающие дополнительные условия для предотвращения правонарушений для производителей носителей, содержащих информацию, защищённую авторским правом.

    • Поправки в Закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности».

    • Поправки в отдельные законы в связи с уточнением порядка использования открепительных удостоверений при проведении выборов и референдумов.

    • Поправки в часть четвёртую Гражданского кодекса, приводящие нормы кодекса в соответствие с международными договорами.

    • Поправки в Закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законы, расширяющие перечень сообщений о существенных фактах, подлежащих раскрытию или предоставлению на рынке ценных бумаг.

    • Поправки в Закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».

    • Поправки в Уголовный кодекс, исключающие наказание в виде ограничения свободы из перечня наказаний, по которым суд может отсрочить исполнение приговора.

    • Поправки в Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», относящие к полномочиям органов власти субъектов РФ обеспечение гарантий равенства политических партий, представленных в региональном заксобрании, в региональных СМИ.

     

    Ратифицированы

    • Конвенция об основах, содействующих безопасности и гигиене труда.

    • Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин.

    • Соглашение об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза.

    «Парламентская газета»