Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(2) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(61) "
  • Новости
  • " }

    Повышение финансовой грамотности населения – это социальная ответственность банковского сообщества

    05.07.2010
    Низкая финансовая грамотность населения негативно сказывается на развитии отечественной финансовой системы и всей экономики страны, – считает Анатолий Аксаков. Рост экономики невозможен без роста покупательной способности населения и восстановления процесса кредитования как физических, так и юридических лиц. Финансовая система страны готова предоставить россиянам самые современные финансовые продукты, но ей нужны качественные клиенты – грамотные и ответственные.


    Сегодня на пресс-конференции в информационном агентстве «Интерфакс» депутат Государственной Думы, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков представил журналистам Межрегиональный центр повышения финансовой грамотности – новую структуру Ассоциации «Россия», призваную консолидировать российский и международный опыт и сплотить усилия отдельных организаций в этом направлении.

    Российской банковской системе чуть больше 20 лет. За это время она проделала путь, на который финансовым системам развитых стран потребовалось гораздо больше времени. Российские банки готовы предложить россиянам доступ практически ко всему спектру финансовых услуг и инструментов, что имеют жители Западной Европы и Северной Америки.

    Ускоренное развитие отечественной финансовой системы, к сожалению, слабо используется жителями страны в силу низкого уровня финансовой грамотности довольно большой группы населения. В результате россияне не пользуются многими возможностями, которые им готовы предоставить банки и финансовые компании, потому что не могут разобраться в сути услуг и, следовательно, извлечь из них пользу.

    Согласно социологическим опросам, больше половины россиян не пользуются финансовыми услугами, так как считают их сложными и непонятными. Планируют семейный бюджет всего 27% россиян, а 13% вообще не знают, сколько денег они получают и тратят. Привычку подписывать договор только после того, как уточнят все непонятные моменты, имеют 36% соотечественников.

    Недостаток знаний, неумение прогнозировать и контролировать семейный бюджет стали причиной проблем у некоторых заемщиков, которые усугубились в связи с мировым финансовым кризисом. Столкнувшись с трудностями, многие заемщики вместо того, чтобы искать компромисс с кредиторами предпочли просто не исполнять взятые на себя обязательства.


    Низкая финансовая грамотность населения негативно сказывается на развитии отечественной финансовой системы и всей экономики страны, – считает Анатолий Аксаков. Рост экономики невозможен без роста покупательной способности населения и восстановления процесса кредитования как физических, так и юридических лиц. Финансовая система страны готова предоставить россиянам самые современные финансовые продукты, но ей нужны качественные клиенты – грамотные и ответственные.

    Восстановить докризисные объемы кредитования невозможно лишь обеспечив необходимый уровень денежного предложения на рынке, – уверен президент Ассоциации «Россия». – Сейчас в банковской системе достаточно ресурсов, но наблюдается острая нехватка качественных заемщиков, которые бы брали ссуды ответственно, взвешивая свои возможности и прогнозируя различные, в том числе и не благоприятные сценарии развития событий.

    О необходимости повышать финансовую грамотность неоднократно говорили руководители страны. Однако до сих пор в этом направлении было сделано немного.

    В рамках развития социальной ответственности бизнеса Ассоциация региональных банков России считает своим долгом развивать культуру финансовых коммуникаций и грамотности во взаимоотношениях между кредиторами и заемщиками, – сказал Анатолий Аскаков.

    В июле Ассоциация региональных банков России выводит работу по повышению финансовой грамотности населения на принципиально иной уровень. Начинает работать Межрегиональный центр повышения финансовой грамотности населения. Он призван консолидировать отечественный и мировой опыт работы в этом направлении, оказывать методическую и консультационную помощь организациям, осознавшим необходимость повышать финансовую грамотность населения. А таких становится все больше.

    В конце июня в Уфе стартовала, проводимая Центром финансовой грамотности совместно с Home Credit & Finfnce Bank программа мастер-классов по потребительскому кредитованию, в рамках которой в торговых центрах городов-миллионников: Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске пройдет серия мероприятий, цель которых разъяснить потенциальным заемщикам существенные условия кредитных договоров, повысить ответственность клиентов за взятые на себя обязательства.

    К мероприятиям разработана анкета-памятка заемщика, с помощью которой потенциальный заемщик может быстро оценить насколько он готов к получению кредита, отметить вопросы, которые необходимо задать менеджеру перед подписанием договора. Эти памятки будут получать клиенты розничных банков, претендующие на получение кредитов.

    Повышение финансовой грамотности выгодно всем участникам финансового рынка. Прежде всего, клиентам, которые получат возможность выбрать действительно необходимый и отвечающий всем их требованиям финансовый продукт, с помощью которого они смогут уже сейчас повысить уровень своей жизни, а также возможность предоставить образование своим детям и обеспечить себе старость. Кроме того финансовые знания повысят уровень защищенности граждан от возможных мошенничеств, как существующих, так и тех, что появятся в будущем.

    Финансовые организации получат активных, аккуратных, осознающих свою ответственность за принятые решения и требующих меньшего внимания персонала клиентов, способных использовать максимально широкий спектр финансовых продуктов.

    Экономика – рост производства и ускорение оборота денег. Именно такой результат даст активное использование кредитных продуктов, что даст перенос на сегодня завтрашнего спроса и, следовательно, увеличение текущего платежеспособного спроса.

    Государство получит рост экономики и соответственно увеличение налоговых поступлений в бюджет при одновременном снижении нагрузки на него за счет повышения уровня жизни россиян и того, что граждане будут самостоятельно заботиться о собственной пенсии, образовании детей и пр.

    Достичь этого можно только скоординированными действиями и участники рынка четко осознают необходимость консолидировать усилия. Следствием этого и является создание Ассоциацией региональных банков России Межрегионального центра повышения финансовой грамотности.