Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(2) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(61) "
  • Новости
  • " }

    Пенсия не повод уходить на пенсию

    04.06.2010
    Анатолий Аксаков уверен, что если здоровье позволяет, люди должны работать столько, сколько считают нужным, тем более что сегодняшняя демографическая ситуация в стране видимым образом снижает трудовые ресурсы. Он считает, что Россия вслед за другими странами в скором времени пересмотрит пенсионный возраст. Главное, обращает внимание депутат, чтобы подобного рода реформа не обернулась против граждан

    Если вы спросите любого человека, особенно того, кто постарше, надо ли повышать пенсионный возраст, то, уверен, услышите отрицательный ответ. Чем раньше вам будет платить государство, тем лучше: можно одновременно и пенсию получать в 60 лет, и заработную плату – силёнки-то ещё есть. Правда, это в том случае, если повезёт устроиться на работу. Зачем же отказываться от таких выплат, если государство их даёт? Все разговоры о том, что нынешний возрастной порог слишком низкий, что государство просто не может долго тянуть такую социальную ношу, ведь число пенсионеров уже подбирается к 40 миллионам, что скоро в стране работать будет некому, не убеждают никого.

    Социологические опросы говорят о том же: 88 процентов населения, по данным ВЦИОМ, категорически против этой идеи и лишь 4 процента готовы её поддержать. Причём число сторонников за последнее время резко уменьшилось. Шесть лет назад не возражали 7 процентов опрошенных. Исследования Левада-центра ненамного отличаются от вциомовских. 83 процента высказываются против более позднего выхода на пенсию для мужчин и 87 – для женщин. Соответственно 10 и 11 процентов – за.

    инфографика Ирины Беловойинфографика Ирины БеловойВместе с тем около четверти респондентов ВЦИОМ убеждены, что старость наступает в возрасте 60–64 лет, а 18 процентов утверждают, что пожилым человек становится по достижении 70–74 лет. Иными словами, и на пенсию пораньше хочется, и стариками и старухами при выходе «на заслуженный отдых» никто себя называть не желает. Между прочим, нас ожидает далеко не радостное будущее. По прогнозам Росстата, к 2021 году численность людей старше трудоспособного возраста увеличится с 29,8 миллиона до 37,6, то есть возрастёт почти на восемь миллионов по сравнению с 2008 годом. Спустя ещё десять лет – достигнет 41,5 миллиона. Сейчас соотношение работающих и пенсионеров составляет 1,6 к 1. Спустя 20–25 лет их число сравняется, а после 2050 года армия пенсионеров превысит количество работающих. Сравним: в 1970-е годы на одного пенсионера приходилось четверо работников.

    Что же мешает последовать выверенному опыту зарубежных стран, которые куда больше нашего заботятся о социальном благополучии своих сограждан, особенно людей пожилого возраста?

    Время пришло

    Разговоры о возрастной реформе идут в нашей стране давно, то вспыхивая, то затухая. В Центре стратегических разработок в начале 2000-х была разработана программа, одно из предложений которой – увеличить в России с 2003 года пенсионный возраст и для мужчин, и для женщин до 65 лет. Геннадий Батанов, в бытность руководителем Пенсионного фонда, говорил журналистам о подготовке закона о повышении пенсионного возраста. В августе 2008 года тогдашний директор Росстата Владимир Соколин тоже высказывал мнение, что возрастную пенсионную реформу рано или поздно проводить придётся. В 2004 году на одной из международных конференций бывший министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов предлагал повысить пенсионный возраст на 5 лет на добровольной основе. То есть тем, кто согласится работать дольше положенного, платили бы 15 процентов к расчётной пенсии за каждый год дополнительного трудового стажа.

    Минфин вообще стал рекордсменом по «пробным шарам» на тему постепенного увеличения пенсионного возраста. Предлагалось поднять эту планку для мужчин на 5 лет и для женщин на 7–10 лет – «чтобы стабилизировать экономическую ситуацию в стране». И министр, и его замы не раз ратовали за такие перемены. Так, в начале этого года заместитель министра финансов Сергей Шаталов призвал как можно скорее начать «обсуждать вопросы пенсионного возраста». О необходимости такой реформы то и дело говорят и экономисты Всемирного банка, и многочисленные иностранные и отечественные эксперты. Недавно помощник Президента Аркадий Дворкович заявил, что в стране необходимо увеличить пенсионный возраст. «Мне кажется, что время пришло и не стоит обманывать самих себя, что люди не готовы», – сказал он.

    Действительно, по данным демографов, если в 2006 году нагрузка на одну тысячу работающих составляла 560 детей и людей пожилого возраста, то к 2020 году число иждивенцев возрастёт уже до 837 человек, то есть этот показатель подскочит на четверть. К тому же, по подсчётам президента Центра стратегических разработок Михаила Дмитриева, реально мужчины в среднем по стране становятся пенсионерами не в 60 лет, а в 54. Женщины и вовсе в 52 года. У кого-то есть инвалидность, кто-то работает на вредных производствах, кто-то досрочно выходит на пенсию по другим причинам.

    Многие специалисты сходятся во мнении, что повышать пенсионный возраст жизненно необходимо. Но повышать его при условии, что на пенсию люди будут уходить постепенно, с определённого срока, в строго обозначенное время, о котором будет знать каждый потенциальный пенсионер. То есть сегодняшние пятидесятилетние могут не беспокоиться за свою судьбу, сорокалетним светит выход на пенсию, скажем, в 61–62 года, тридцатилетним – в 63,5 года, а двадцатилетним – уже в 65 лет. Есть предложения прибавлять буквально по три–пять месяцев в год – в зависимости от года рождения. Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич полагает, что для мужчин оптимально повысить пенсионный возраст примерно на 2–5 лет (до 62–65 лет), для женщин – на 7–10 лет (до 62–65 лет).

     Работать разрешается

    Не только государство, но и общество должны совместно решить, кто из нынешнего трудоспособного населения и когда может уйти на пенсию. При этом важно на законодательном уровне запретить работодателям отказывать в трудоустройстве пенсионерам и людям предпенсионного возраста, равно как и увольнять по возрастному признаку. Например, с одной стороны, руководителей АвтоВАЗа, увольнявших в рамках оптимизации кадров этих людей, понять можно. Они всё-таки не вышвыривали на улицу своих работников, оставляя их без средств к существованию (какая-никакая пенсия у них была). А с другой – ярчайший пример нарушения прав по возрасту. Почему бы не простимулировать работодателя, не сделать так, чтобы за сотрудников старше 60 лет он не платил, допустим, взносы в Пенсионный фонд? Более того, почему бы работающему пенсионеру не гарантировать повышенную пенсию, чтобы его заинтересовать трудиться и после 60 лет?

    Право на труд – вот что волнует больше всего так называемых молодых пенсионеров. Неслучайно, по данным ВЦИОМ, по мере приближения к пенсионному рубежу точка зрения людей относительно возрастной планки выхода на пенсию, как правило, резко меняется. По мнению примерно четверти опрошенных, главное – не возраст, а возможность работать и дальше. На одну пенсию, как известно, прожить невозможно, можно лишь просуществовать. Средняя пенсия сегодня составляет немногим более 25 процентов от средней зарплаты, тогда как в большинстве европейских стран она давно и далеко перешагнула за пороговые 40 процентов. Выходя на пенсию, человек у нас теряет в деньгах в 3–4 раза по сравнению с прежним заработком. Поэтому неудивительно, что большинство россиян собирается работать до последнего, сколько позволит здоровье. По официальным данным, каждый пятый пенсионер продолжает трудовую деятельность.

    Следовательно, надо создавать для людей старшего возраста соответствующие условия труда, уменьшить налоговый пресс на работодателей, принимающих на работу пенсионеров, всячески помогать тем, кому за 55 или за 60 лет и кто не хочет сидеть с бутылкой пива на лавочке перед домом или вышивать крестиком на балконе. Эксперты предлагают сформировать систему непрерывного обучения и переквалификации, чтобы работодатели не гнали людей с работы из-за их неконкурентоспособности, чтобы бывшие физики и лирики не шли целенаправленно работать сторожами и вахтёрами в метро. И тогда число противников идеи повышения пенсионного возраста уменьшится в разы. Тогда, может, и меньше станет циничных объявлений о трудоустройстве: «рассматриваем кандидатов не старше 50–55 лет».

     Что ждёт нас впереди…

    инфографика Ирины БеловойСегодня реально существует дилемма: повысить пенсионный возраст и тем самым помочь экономике или повысить – и тут же получить массовое социальное недовольство. Если внятно объяснить, что рост пенсионный планки коснётся в основном людей среднего возраста и младше, что никого завтра же не погонят «железной рукой к счастью», то социально активное большинство, состоящее в основном из людей старшего возраста, митинговать и игнорировать выборы не станет. Конечно, недовольных будет много, ведь им ограничивают право на отдых, но при нынешнем уровне пенсий никто об этом праве и не заикнётся. Наоборот, дали бы пожилым возможность беспрепятственно работать и зарабатывать, не выталкивали бы их насильно на пенсию...

    Законодатели в большинстве своём выступают против любых попыток изменить существующий порядок выхода на пенсию. Председатель Государственной Думы Борис Грызлов в начале нынешнего года заявил, что «единороссы» не поддержат инициативы, связанные с повышением пенсионного возраста в стране. Как считает председатель Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике Андрей Исаев, «вернуться к этому разговору можно не ранее 2020 года, когда продолжительность жизни будет не менее 75 лет».

    Конечно, ни один здравомыслящий эксперт по социальной политике, экономист или политик (за исключением редких либерал-радикалов) не станет утверждать, что увеличить пенсионный возраст необходимо уже с будущего года. Все понимают, что значительная часть населения России просто не дотягивает до пенсионного возраста. По прошлогодним данным, средняя продолжительность жизни в стране подросла только до 69 лет. Ещё пару лет назад мужчины жили до 59,2 года (сейчас, по официальным данным, более 62 лет), а женщины живут подольше – до 74 лет.

    Одна из причин такого высокого порога смертности людей предпенсионных лет – низкий уровень жизни населения. Хоть и говорят, что здоровье не купишь, но те, кто хорошо обеспечен материально, могут получать качественные медицинские услуги, ездить в санатории, в том числе и за рубеж, лежать в хорошо оснащённых больницах, посещать элитные поликлиники, покупать дорогие и более эффективные лекарства – словом, могут хотя бы продлить себе жизнь. Этого никогда не сможет сделать тот, кто выстаивает длинные очереди в обшарпанных поликлиниках по месту жительства, лежит в продуваемом сквозняками коридоре районной больницы или выпрашивает у врачей рецепт на бесплатные препараты. Поэтому, чтобы перейти к европейским стандартам выхода на пенсию, необходимо одновременно реформировать здравоохранение, повысить заработную плату и производительность труда. Одним словом, поднять уровень жизни. Нельзя же брать пример с соседней Эстонии, где в минувшем апреле был принят закон, повышающий возраст выхода на пенсию мужчин с 63 до 65 лет. При этом никакого улучшения качества жизни не наблюдалось: в стране высокая безработица, урезаются зарплата и социальные пособия отдельным категориям граждан, ухудшается медицинское обслуживание. Надо ли нам идти по такому пути, когда основанием для повышения пенсионного возраста служит не улучшение уровня жизни граждан, а проблемы в экономике?

    Рано или поздно пенсионный возраст, хотим мы этого или не хотим, придётся повышать. Уже сегодня надо чётко определиться и послать ясный сигнал обществу, что спустя энное количество лет порог трудоспособного возраста будет увеличен. Права людей предпенсионного возраста не будут нарушены, то есть останутся в силе прежние сроки выхода на пенсию, а вот молодому поколению следует знать, что спустя 30–40 лет они выйдут на пенсию не с нынешних 55 и 60 лет. В любом случае люди должны понимать, к чему они должны готовиться, что их ждёт в не столь отдалённом будущем.

     

    мнения

    Сергей Миронов, Председатель Совета Федерации: «Я категорически против увеличения пенсионного возраста для российских граждан. В последнее время российские мужчины усилиями государства и общества стали доживать до пенсионного возраста – до 60 лет. А совсем недавно этот показатель равнялся 58 годам. Попытки решить существующие проблемы Пенсионного фонда и пенсионной системы за счёт увеличения срока ухода на пенсию – путь неправильный. Это принципиально ошибочная позиция, которая может иметь негативные социальные последствия».

    Борис Грызлов, Председатель Государственной Думы: «Вопрос о повышении пенсионного возраста в России в повестке этого десятилетия не стоит. До 2020 года этот возраст в России увеличиваться не будет, а как сложится ситуация дальше – покажет время. У нас сейчас продолжительность жизни такая, что не все доживают до пенсионного возраста. Может быть, после 2020 года об этом можно будет говорить. Безусловно, есть проблема с обеспечением необходимыми средствами Пенсионного фонда, однако её решение напрямую связано с необходимостью повысить рост производительности труда, что и предусмотрено в «Стратегии-2020».

    Геннадий Горбунов, председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу: «Люди правы, когда говорят, что у пенсионера должен быть выбор: либо он уходит на заслуженный отдых, либо продолжает работать, если позволяет здоровье. И никто не может указать ему на дверь, как это случается сейчас с людьми, достигшими пенсионного рубежа».

    Александр Починок, заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества: «С теми, кто выходит на пенсию сейчас, экспериментировать нельзя – они не смогут сформировать накопительную часть пенсии и наращивать её быстрее, чем идёт инфляция. Убрать пенсионный возраст можно только для тех, кто лишь сегодня встаёт на трудовой путь».

    Павел Медведев, член Комитета Государственной Думы по финансовому рынку: «Ввиду того что в последнее время в России рождается меньше детей, гражданам ­просто технически невозможно уходить на пенсию в возрасте 55 и 60 лет. И как бы это ни было трудно, возраст выхода на пенсию в России стоит увеличить.  Мне кажется, что в скором времени мы будем вынуждены сделать нечто подобное тому, что в своё время предлагал Михаил Зурабов: увеличим пенсионный возраст на добровольной основе, и тем людям, которые согласятся работать дольше, будут выплачиваться проценты к расчётной пенсии за каждый год дополнительного трудового стажа».

    Анатолий Аксаков, член Комитета Государственной Думы по финансовому рынку: «Люди должны работать столько, сколько считают нужным, тем более что сегодняшняя демографическая ситуация в стране видимым образом снижает трудовые ресурсы. Полагаю, Россия вслед за другими странами в скором времени пересмотрит пенсионный возраст. Главное, чтобы подобного рода реформа не обернулась против граждан».

    «Парламентская газета»