Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(2) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(61) "
  • Новости
  • " }

    У россиян могут появиться «цифровые права»

    05.03.2019
    В законодательстве могут прописать понятие «цифровые права». Благодаря этому, в частности, появится возможность регулировать выпуск, учёт и обращение цифровых финансовых активов (ЦФА). Соответствующий законопроект Госдума приняла во втором чтении.

    Авторами инициативы выступили председатель Госдумы Вячеслав Володин, глава Комитета палаты по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников и председатель думского Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

    В первом чтении документ был принят в мае 2018 года, затем в него начали вносить изменения.  Если его удастся принять в трёх чтениях до конца весенней сессии, то в силу он вступит с 1 октября 2019 года.

    Ранее спикер палаты назвал данный законопроект  приоритетным в работе палаты, ведь развитие этой сферы обеспечит переход российской экономики на качественно новый уровень. При этом в ходе переработки документа существенно изменились нормы о цифровых правах, уточнены положения о форме сделки, исключены положения о цифровых деньгах (криптовалютах)  и их обращении.

    Инициативой закрепляется базовое понятие «цифровое право» — юридический аналог термина «токен». Это особые обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы. Распоряжаться ими и передавать их можно только внутри этой информационной системы без обращения к третьему лицу.

    Для облегчения совершения сделок с цифровыми правами совершенствуются правила гражданского законодательства о форме сделок, в том числе договоров. Например, предлагается приравнять к простой письменной форме сделки выражение гражданином своей воли с помощью электронных или других аналогичных технических средств. К примеру, на странице в Интернете, в приложении на смартфоне описаны условия для нажатия клавиши «Ок», из которых следует, что его достаточно для полноценного волеизъявления.

    Павел Крашенинников также уточнил, что в Гражданском кодексе пропишут дистанционное выражение лицом своей воли с помощью электронных или иных технических средств. Но учитываться такое волеизъявление будет только при двух условиях. Первое — технические средства должны позволять воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, второе — должен быть использован любой способ, позволяющий достоверно определить того, кто выразил свою волю, например с помощью биометрии.

    Часть законопроекта посвящена смарт-контрактам, которые сами по себе не являются отдельной сделкой, а представляют лишь условие об автоматическом исполнении любого гражданско-правового договора: купли-продажи, аренды, подряда. Такие виды документов очень распространены в банковской сфере, например, когда клиент поручает банку списание коммунальной платы в режиме автоплатежа.

    «Что же касается сделок, лицо, покупающее тот или иной виртуальный объект, получит его автоматически при наступлении указанных в соглашении обстоятельств. У продавца будет списано цифровое право, а у покупателя — деньги», — уточнил Крашенинников.

    По его словам, итоговое принятие законопроекта обеспечит судебную защиту прав граждан и юридических лиц, возникающих в отношениях цифровой экономики и создаст основу для дальнейшего развития законодательства в сфере цифровой экономики. Это, в частности, относится к двум другим проектам законов, которые сейчас находятся на рассмотрении Государственной Думы, — «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)» и «О цифровых финансовых активах», напомнил парламентарий.