Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(2) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(61) "
  • Новости
  • " }

    В Крыму предложили рецепт замены торговых сетей

    24.01.2019
    Создавать своего ритейлера не нужно — достаточно навести порядок среди имеющегося изобилия.

    Крым из года в год разбивает лоб о страх российских компаний работать в регионе из-за угрозы попасть под санкции Запада. Выкручиваемся как можем: свой сотовый оператор, свой банк, свои заправки, свой фастфуд. Видимо, настало время подумать и о собственной торговой сети. Какие варианты есть у Крыма в этой сфере, выяснял ForPost.

    Если бы да бы

    Как писал ForPost, после того, как в Крыму начала сокращать своё присутствие торговая сеть «Ассорти» — единственный сетевой ритейлер, зашедший на территорию российского полуострова, — многие крупные российские сетевики в той или иной форме дали понять, что на освободившееся место не торопятся. Вывод, традиционный за пять лет — создать что-то своё. Так было, например, с сотовым оператором «Волна Мобайл» — монополистом не стали, но своих клиентов получили. Или с рестораном быстрого питания CFC (по аналогии с работающим в других регионах KFC): молодёжь ржёт, но организовывает там посиделки.

    Таких примеров множество, но сфера сетевой торговли не входит в число лёгких задач. По мнению председателя ассоциации «Торговля Крыма» Сергея Макеева, при желании возможно всё, даже создать собственно-крымского сетевого ритейлера. Но…

    «Лично я не считаю это необходимым, — сказал Макеев в беседе с ForPost. — Если взять за пример советские времена, то я помню те потери, затраты и списания, которые были в торговле — они несоизмеримы. Эти затраты не на порядок даже, а на два порядка ниже в частном секторе, потому что там всё нацелено на то, чтобы минимизировать потери».

    Однако создание торговой сети — дело достаточно большое и неблагодарное в смысле прибыли, поэтому частникам неинтересно. Государство же при теоретической возможности создать такую сеть не будет стремиться к её оптимизации, — сокращению тех самых затрат и списаний, — потому что, отметил эксперт, «в мутной воде всегда легче украсть».

    «Если кто-то думает, что сетевой ритейл — это клондайк, то это не так. Во-первых, ритейл, тем более государственный — это достаточно большие затраты, никто под это деньги выделять не будет. Во-вторых, здесь должна быть реализована схема государственно-частного партнёрства — предложить инвесторами землю и обеспечить коммуникациями, но при этом перечислить свои условия — а это у нас в Крыму практически не работает, — перечислил Сергей Макеев. — Государство должно думать о том, чтобы создать нормальную конкурентную среду (для тех участников рынка, которые уже есть, а их в Крыму предостаточно — прим.). И должна работать ФАС».

    Не видят смысла в создании государственной крымской торговой сети и в профильном министерстве республики.

    «Для этого необходимы значительные бюджетные средства на создание предприятия, которое могло бы существенно влиять на состояние потребительского рынка. Но в настоящее время потребительский спрос удовлетворяется в полном объёме. У нас обеспеченность торговыми площадями в среднем по Крыму на 60% превышает норматив», — сказал ForPost замминистра промышленной политики Республики Крым Ян Латышев.

    Кроме того, именно частники, по мнению чиновника, способны более гибко реагировать на изменения потребительского рынка в Крыму, даже в экстремальных условиях.

    «Блэкаут и продовольственная блокада, которую Украина пыталась устроить Крыму, показали стабильность функционирования потребительского рынка за счёт сочетания малого, среднего и крупного бизнеса», — напомнил Латышев.

    Крымской торговле просто нужен порядок

    Хорошей и, главное, полезной альтернативой созданию собственной торговой сети могло бы стать строительство единого для Крыма оптово-логистического центра, считает Сергей Макеев. По словам главы ассоциации «Торговля Крыма», такое оптовое звено крымской торговле необходимо, чтобы снизить потери, централизованно хранить и сохранять продукцию и, как следствие, регулировать ценообразование.

    «Оптово-логистический центр — это комплекс, около 20 гектаров земли, который включает хранение, обработку и переработку продукции продовольственных групп товаров. Это помощь и аграриям, и торговле. Закупая продукцию большими партиями, можно было бы добиваться значительного снижения цен, работать напрямую с производителями, исключить цепочку мелких посредников. Можно было бы решить огромный пласт вопросов, в том числе и внешнеэкономических — сейчас, это, например, поставки из Сирии. Можно кораблём это всё привезти — а куда сложить? Как распределить? Вот для этого и нужна такая инфраструктура», — объяснил Макеев.

    Создание такого центра вполне логично с точки зрения продовольственной безопасности полуострова — но логика разбивается о стоимость проекта.

    «Я пытался провести такое строительство в ФЦП: когда Олег Савельев был министром по делам Крыма и формировал федеральную целевую программу, я участвовал в этом. Но тогда сказали, что мы слишком много хотим», — посетовал глава ассоциации «Торговля Крыма».

    Положительно оценил подобное решение и председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

    «Проект для Крыма перспективный, с моей точки зрения, он быстро окупится. Туда (в оптово-логистический центр — прим.) завозилась бы вся продукция, причём не только продовольственного значения, а потом уже, учитывая предприимчивый крымский бизнес, под него создалась бы и крымская сеть. Но для этого нужна системная работа», — отметил депутат.

    Проект, безусловно, для Крыма получился бы масштабный — речь идёт не о миллионах, а даже о миллиардах рублей, уверен Аксаков.

    «Если уж создавать такой центр, он должен быть высокотехнологичным, должен учитывать и летнюю жару, и относительное тепло в другие сезоны. Должна быть инфраструктура — транспортные развязки, подъезды, системы хранения, холодильники», — пояснил он, отметив, что одним зданием здесь не обойдёшься.

    Но преимущества вложения неоспоримы, как для развития бизнеса, так и для нужд населения.

    «Такие центры дают региону, во-первых, рабочие места и налоги. Во-вторых, возможность реализовать свою продукцию — а в каждом регионе есть сельскохозяйственная составляющая. Реализовывать свою продукцию из центра можно было бы как по Крыму, так и в другие регионы — для этого уже представителям не нужно будет мотаться по всей территории и искать, где взять ту или иную продукцию, а приезжать прямо в центр. Местный предприниматель получил бы хорошее место сбыта — стабильное, работающее — и сохранение своей продукции. А всё это влияет на ценообразование: издержки снижаются, и цены будут, по крайней мере, стабильные, сезонность не будет влиять на цену. То есть выгода со всех сторон», — заключил Анатолий Аксаков.

    Однако местные власти, на чьи плечи легла бы ответственность за реализацию подобного масштабного проекта, в едином логистическом центре не видят необходимости.

    «Потребительский рынок Крыма достаточно стабилен. Товар завозится в объёмах, необходимых для удовлетворения потребительского спроса. Кроме того, безусловно, начало грузового сообщения через Крымский мост только добавило стабильности потребительскому рынку», — аргументировал позицию Ян Латышев.

    При этом, отметил чиновник, создание торгово-логистических центров в регионе через инвестиционные проекты министерство только приветствует.

    «Таких проектов у нас достаточно много, из них три крупных, которые будут реализовываться на территории города Симферополя, Симферопольского района и в Феодосийском регионе. Тут больше вопрос не товароснабжения, а повышения конкуренции в сфере предоставления мощностей для хранения продукции, — пояснил замминистра промышленной политики Республики Крым. — Также мы крайне заинтересованы в том, чтобы создаваемые логистические центры обеспечивали закупку и хранение сельхозпродукции, которая выращивается в Крыму для того, чтобы она не вывозилась за территорию республики в период сбора урожая. Потому что потом такая же продукция к нам возвращается, но по более высокой цене».

    Условия инвесторов, работающих над указанными проектами, не озвучили.