Анатолий Аксаков принял участие в он-лайн конференции портала Финам
15.05.2010
.
Анатолий Аксаков принял участие в он-лайн конференции портала Финам
и ответил на адресованный ему вопрос: почему банки не заинтересованы давать кредиты мал. бизнесу, им невыгодно?
Анатолий Аксаков, зампредседателя Комитета ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам:
Мы считаем, что вопрос поставлен не вполне корректно. В условиях кризиса, начиная с 2009 года, наметилась тенденция, когда количество заявок со стороны малого бизнеса на получение банковского кредита упала в несколько раз. В зависимости от отрасли, в которой работает малое и средней предприятие и от региона – это падение составило от 3 до 7 раз. Конечно, в этой ситуации, наверное, уместно поставить другой вопрос. Почему спрос на кредиты со стороны малого бизнеса упал и как этот спрос разогреть, как поддержать малый бизнес. Во-первых, речь идет о том, что малый бизнес ближе всего находится к потребителю. При ярко выраженном снижении потребительского спроса ощутил резкое снижение покупательской способности и оборота товаров. И в данном случае многие проекты, нацеленные на развитие, выход на новые рынки на создание новых производств, пришлось заморозить или отказаться от них. Что привело к снижению спроса на инвестиционные кредиты. В то же самое время избыток товарных запасов обусловил снижение спрос на оборотные кредиты со стороны малого бизнеса. Поэтому практически весь 2009 год с точки зрения банкиров прошел при резком снижении заявок. Надо отметить при этом другую тенденцию, что для банков имело место увеличение стоимости денег на рынке капиталов, которое приводило к увеличению процентных ставок. Но это объективно существовавший на тот момент фактор. Плюс резко увеличившаяся процентная маржа банков, которая должна была позволить закрыть кредитные риски, а доля проблемной задолженности, в том числе малого и среднего бизнеса, резко возросла. Именно вот эта совокупность факторов, которая имело место в реальной экономике и с другой стороны в финансовом секторе, которая работала на повышение ставки и на большую аккуратность банков в управлении кредитными рисками и дестимулировала спрос на кредиты. Все это увеличивало разрыв между теми условиями, на которых малые предприятия готовы были брать и теми условиями, на которых банки готовы были давать. В последние несколько месяцев наметились позитивные тенденции. Тенденция к сближению вот этих условий – спроса и предложений. И этому во многом способствовали программы государственной поддержки и стимулирования
Полная версия он-лайн конференции
и ответил на адресованный ему вопрос: почему банки не заинтересованы давать кредиты мал. бизнесу, им невыгодно?
Анатолий Аксаков, зампредседателя Комитета ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам:
Мы считаем, что вопрос поставлен не вполне корректно. В условиях кризиса, начиная с 2009 года, наметилась тенденция, когда количество заявок со стороны малого бизнеса на получение банковского кредита упала в несколько раз. В зависимости от отрасли, в которой работает малое и средней предприятие и от региона – это падение составило от 3 до 7 раз. Конечно, в этой ситуации, наверное, уместно поставить другой вопрос. Почему спрос на кредиты со стороны малого бизнеса упал и как этот спрос разогреть, как поддержать малый бизнес. Во-первых, речь идет о том, что малый бизнес ближе всего находится к потребителю. При ярко выраженном снижении потребительского спроса ощутил резкое снижение покупательской способности и оборота товаров. И в данном случае многие проекты, нацеленные на развитие, выход на новые рынки на создание новых производств, пришлось заморозить или отказаться от них. Что привело к снижению спроса на инвестиционные кредиты. В то же самое время избыток товарных запасов обусловил снижение спрос на оборотные кредиты со стороны малого бизнеса. Поэтому практически весь 2009 год с точки зрения банкиров прошел при резком снижении заявок. Надо отметить при этом другую тенденцию, что для банков имело место увеличение стоимости денег на рынке капиталов, которое приводило к увеличению процентных ставок. Но это объективно существовавший на тот момент фактор. Плюс резко увеличившаяся процентная маржа банков, которая должна была позволить закрыть кредитные риски, а доля проблемной задолженности, в том числе малого и среднего бизнеса, резко возросла. Именно вот эта совокупность факторов, которая имело место в реальной экономике и с другой стороны в финансовом секторе, которая работала на повышение ставки и на большую аккуратность банков в управлении кредитными рисками и дестимулировала спрос на кредиты. Все это увеличивало разрыв между теми условиями, на которых малые предприятия готовы были брать и теми условиями, на которых банки готовы были давать. В последние несколько месяцев наметились позитивные тенденции. Тенденция к сближению вот этих условий – спроса и предложений. И этому во многом способствовали программы государственной поддержки и стимулирования
Полная версия он-лайн конференции