К рассмотрению закона о клиринге во втором чтении полготовлены концептуальные поправки
Эффективное законодательное обеспечение клиринговых операций имеет огромное значение для формирования в России современной финансовой инфраструктуры, уверен Анатолий Аксаков. Подготовленные поправки учитывают не только мировой опыт применения законодательства, регулирующего эту область, но и актуальные тенденции, а также отечественную специфику.
Поправками предусмотрена возможность совмещения банками функций кредитной и клиринговой организаций. Это должно повысить оперативность и надежность расчетов за счет возможности одновременно осуществлять клиринг и кредитование участников сделок по обязательствам, возникшим по договорам, заключенным на организованных торгах. При этом у кредитной организации также должна быть лицензия на проведения клиринговых операций.
Предлагаемые к рассмотрению поправки вносят важные уточнения в описание функций Центрального контрагента. В законопроекте, уже прошедшем первое чтение, не было четко определено кому и какие услуги оказывает Центральный контрагент и соответственно от кого и за что получает вознаграждение.
Поправки также предлагают наделить Центрального контрагента правом управления клиринговым обеспечением и правом заключения с участниками клиринга сделок, обязательства по которым включены в клиринговый пул.
Кроме того, предлагаемые изменения закона о клиринге детализировали порядок и условия прекращения включенных в клиринговый пул обязательств путем приобретения (отчуждения) имущества, являющегося предметом таких обязательств, на организованных торгах, проводимых фондовой биржей или иным организатором торговли на рынке ценных бумаг, товарной биржей и (или) валютной биржей. Поправки расширили область применения правил клиринга, включив в них условия проведения торгов, порядок регистрации сделок и процедуру соответствующего документооборота.
Полный список поправок ко второму чтению Закона «О клиринге»
Редакция Закона «О клиринге», рассмотренная в первом чтении