Диалог с Анатолием
Аксаковым:
        
array(2) {
  [0]=>
  string(58) "
  • Главная страница
  • " [1]=> string(59) "
  • Законы
  • " }

    Законопроект А. Аксакова "Об учете залогов автомототранспортных средств"

    07.11.2009

    Проект —
    Вносится депутатом
    Государственной Думы
    Аксаковым А.Г.
     
     

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 

    Об учете залогов автомототранспортных средств
     

    Статья 1.
    Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с учетом залога автомототранспортных средств, подлежащих регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – Госавтоинспекция). Настоящий закон регулирует отношения, связанные с учетом залога автомототранспортных средств, возникающего на основании договора о залоге или в силу закона.
     
    Статья 2.
    Учет залога автомототранспортного средств осуществляется органами Госавтоинспекции по месту регистрации транспортного средства.
     
    Статья 3.
    1. Учет залога транспортных средств осуществляется посредством внесения учетной записи, содержащей сведения, указанные пункте 2 настоящей статьи, в электронный учетный реестр и в учетный реестр на бумажном носителе.
    В случае если между записями в учетных реестрах имеется противоречие, приоритет имеет запись в учетном реестре, ведущемся на бумажном носителе.
    2. Учетная запись о залоге транспортного средства должна содержать сведения о:
    - порядковом номере учетной записи,
    - дате внесения учетной записи в учетный реестр,
    - органе Госавтоинспекции, внесшем учетную запись в реестр,
    - залогодателе,
    - залогодержателе.
    3. При условии соблюдения требований, указанных в статье 4 настоящего Закона, учетная запись вносится в учетный реестр не позднее следующего рабочего дня после принятия органом Госавтоинспекции документов от заявителя.
    Внесение учетной записи подтверждается отметкой в карточке учета транспортного средства, в свидетельстве о регистрации транспортного средства и отметкой на паспорте транспортного средства. Отметки о залоге в свидетельстве о регистрации транспортного средства и на паспорте транспортного средства заверяются оттиском печати и подписью сотрудника регистрационного подразделения.
    4. Отметки на свидетельстве о регистрации транспортного средства и паспорте транспортного средства должна содержать сведения о факте залоге транспортного средства, номере учетной записи, подразделении Госавтоинспекции ее сделавшем, и дате совершения учетной записи.
     
    Статья 4.
    1. Учет залога осуществляется на основании одностороннего письменного заявления залогодателя или залогодержателя при условии представления
    1) письменного согласия, подписанного другого стороной, чья подпись нотариально удостоверена, и нотариально удостоверенной копии договора залога, а если залог возникает на основании закона, нотариально удостоверенной копии договора, с которым закон связывает возникновение залога, либо
     2) нотариально удостоверенного договора залога, а если залог возникает на основании закона, нотариально удостоверенного договора, с которым закон связывает возникновение залога.
    2. В остальных случаях учет залога осуществляется на основании письменных заявлений залогодателя и залогодержателя, при условии представления нотариально удостоверенной копии договора залога, а если залог возникает на основании закона, нотариально удостоверенной копии договора, с которым закон связывает возникновение залога.
    3. Помимо документов, указанных в пункте 1 и 2 настоящей статьи, органу Госавтоинспекции представляются:
    - документ, удостоверяющий личность лица или лиц, на основании заявлений которых осуществляется учет залога автотранспортного средства,
    - паспорт транспортного средства,
    - свидетельство о регистрации транспортного средства.
    4. Документы, указанные в пунктах 1-3 настоящей статьи, за исключением заявления (заявлений) на совершение учетной записи о залоге, остающихся у органа Госавтоинспекции, и документов, удостоверяющих личность заявителей, возвращаемых после принятия заявления на совершение учетной записи, возвращаются тому из заявителей, который их представил, после совершения учетной записи о залоге или после отказа в ее совершении.
     
    Статья 5.
    1. При принятии документов для совершения учетной записи о залоге орган Госавтоинспекции:
    - проверяет наличие всех документов, указанных в статье 4 настоящего Закона,
    - устанавливают личность заявителя (заявителей).
    Принятие документов, подтверждается справкой, выдаваемой каждому заявителю непосредственно после принятия документов, подписанной сотрудником органа Госавтоинспекции с указанием его фамилии и должности и заверенной печатью.
    2. При внесении учетной записи о залоге орган Госавтоинспекции:
    - устанавливает соответствие данных о залогодателе заложенного автомототранспортного средства, содержащихся в представленных документах сведениям о собственнике (владельце) автомототранспортного средства, содержащихся Реестре регистрации транспортных средств.
    - проверяют соответствие друг другу всех данных о заложенном автомототранспортном средстве, содержащихся  в представленных документах, их соответствие данным, указанным в Реестре регистрации транспортных средств.
    3. При принятии документов и совершении учетной записи о залоге не производится осмотр транспортных средств.
    4. При обнаружении признаков подделки представленных документов, несоответствия данных о транспортном средстве и его номерных агрегатов, указанных в представленных документах, друг другу и их регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных), учетная запись о залоге не вносится.
    5. Если согласно представленным в Госавтоинспекцию документам залогодателем является иное лицо, чем лицо, указанное в Реестре регистрации транспортных средств в качестве собственника (владельца) транспортного средства, учетная запись о залоге не вносится.
     
    Статья 6.
    1. Отказ от принятия документов на внесения учетной записи о залоге допускается только в случае не представления всех документов, указанных в статье 4 настоящего Закона, а также если представленные документы не отвечают требованиям, указанным в статье 4 настоящего Закона.
    2. Отказ от внесения учетной записи после принятия документов допускается только по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, и пунктах 4, 5 статьи 5 настоящего Закона.
    3. Мотивированный отказ от принятия документов в письменной форме, подписанный сотрудником органа Госавтоинспекции с указанием его фамилии и должности и заверенный печатью, выдается непосредственно после соответствующего отказа. Мотивированный отказ от внесения учетной записи в письменной форме, подписанный сотрудником органа Госавтоинспекции с указанием его фамилии и должности и заверенный печатью должен быть выдан в срок, указанный в пункте 3 статьи 3 настоящего Закона, каждому из заявителей.
    4. Отказ от принятия документов на внесения учетной записи о залоге или от внесения учетной записи может обжалован в суд или в арбитражный суд.
     
    Статья 7.
    1. При изменении регистрационных данных транспортного средства, в отношении которого имеется учетная запись о залоге, залог сохраняется. В случае необходимости соответствующие изменения вносятся в учетную запись и другие документы, указанные в пункте 3 статьи 3 настоящего Закона.
    2. При снятии с регистрационного учета транспортного средства в связи с его отчуждением учета орган Госавтоинспекции обязан проверить  наличие учетной записи о залоге. При постановке на регистрационный учет транспортного средства в связи с его отчуждением, орган Госавтоинспекции обязан одновременно внести изменения в части указания залогодателя в учетный реестр и в карточку учета транспортного средства.
    3. При перемене залогодержателя на основании уступки прав требований по основному обязательству, обеспеченному залогом транспортного средства, изменения в учетную запись и в карточку учета транспортного средства вносятся на основании письменных заявлений залогодержателя, указанного в учетной записи, и нового залогодержателя, при условии нотариального удостоверения их подписей и представления нотариально удостоверенной копии соглашения об уступке.
     
    Статья 8.
    Исключение учетной записи осуществляется на основании письменного заявления залогодержателя, при условии нотариального удостоверения его подписи. 
    Исключение учетной записи осуществляется на основании письменного заявления залогодателя или иного заинтересованного лица при условии представления:
    а) решения суда, арбитражного суда, третейского суда (далее – суда) о признании договора залога или договора, с которым закон связывает возникновение залога, недействительным (ничтожным или оспоримым), о расторжении указанных договор, об обязании органа Госавтоинспекции исключить учетную запись, 
    б) документов, подтверждающих прекращение залога в результате обращения взыскания на предмет залога,
    в) документов, подтверждающих прекращение залога по иным основаниям.
    После исключения учетной записи о залоге транспортного средства, владелец транспортного средства вправе требовать проставления отметки, погашающей ранее проставленную отметку о залоге на свидетельстве о регистрации транспортного средства и на паспорте транспортного средства или выдачи ему новых экземпляров (дубликатов) указанных документов, не содержащих никаких отметок.
    Если согласно учетному реестру данное средство находится в залоге, дубликаты паспорта транспортного средства и свидетельства о регистрации транспортного средства выдаются подразделениями Госавтоинспекции с отметкой о наличии залога.
     
    Статья 10.
    По письменному заявлению любого лица орган Госавтоинспекции обязан не позднее следующего рабочего дня выдать справку с информацией о том, имеется ли в отношении указанного в этом заявлении транспортного средства учетная запись о залоге.
     
    Статья 11.
    Размер государственной пошлины за внесение учетной записи о залоге, отказе во внесении учетной записи, выдаче справок, предусмотренной статьей 10 настоящего Закона, внесении изменений в учетную запись определяется Налоговым кодексом Российской Федерации.
     
     
    Президент
    Российской Федерации
     


    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    к проекту федерального закона «Об учете залогов автомототранспортных средств»
     

    Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с учетом залога автомототранспортных средств, подлежащих регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Министерства внутренних дел Российской Федерации. Настоящий закон регулирует отношения, связанные с учетом залога автомототранспортных средств, возникающего на основании договора о залоге или в силу закона.
    Одним из наиболее широко распространенных видов залога движимого имущества в РФ является залог с оставлением заложенного движимого имущества у залогодателя, в рамках подобного залога оказываются наиболее легко ущемляемыми интересы любой из сторон залога, в также третьих лиц.

    Отсутствия достоверной и доступной для участников гражданского оборота информации о залоге позволяет не только отчуждать заложенное имущество третьим лицам как свободное от обременении, но равно позволяет создавать «залоги» задним числом в целях предоставления таким залогодержателям преимуществ перед другими кредиторами залогодателя.

    В настоящее время возникает необходимость в создании системы учета (раскрытия информации) залога движимого имущества хотя бы в отношении наиболее часто встречающихся объектов залога - автомобильного транспорта. Такая система может быть введена только федеральным законом. Соответственно, положения ст. 339 ГК РФ необходимо дополнить пунктом 5, предусматривающим, что «законом может быть предусмотрен учет договоров о залоге и залогов в силу закона отдельных объектов движимого имущества».

    Необходимо определить, должна ли система учета распространяться только на случаи, когда заложенное имущество остается у залогодателя, либо распространяться на все ситуации. Формально, при передаче заложенного имущества залогодержателю, последний обладает всем необходимым правовым инструментарием, позволяющим ему защитить свои права. Кроме того, факт отсутствия имущества в руках собственника и нахождение его в руках другого лица, сам по себе служит достаточным предостережением для третьих лиц, указывающим на возможность, что данное имущество заложено этому другому лицу. Вместе с тем, если система учета не будет распространяться на случаи передачи заложенного имущества залогодержателю, возможны определенные злоупотребления. Например, движимое имущество было передано собственником другому лицу не в залог, а по иному правовому основанию (аренда, хранение и т.д.), но в дальнейшем при возникновении риска обращения взыскания на это имущество третьими лицами, стороны «задним числом» оформляют договор залога этого имущества. С учетом изложенного, представляется целесообразным создавать систему учета для всех случаев залога тех или иных объектов движимого имущества.

    Система учета залога недвижимости
    (а) должна иметь информационный, а не правоустанавливающий характер, с одной стороны, не носить обязательный характер в отношениях между залогодателем и залогодержателем, с другой, должна защищать права третьих лиц.

    Если законом предусмотрен учет залогов, возникающих на основании договора о залоге или в силу закона, залогодержатель вправе ссылаться на принадлежащие ему права заложенное имущество в отношениях с третьими лица только с момента учета залога. Запись об учете залога движимого имущества не имеет обратной силы. Отсутствие записи об учете залога движимого имущества не затрагивает отношения между залогодателем и залогодержателем.
    Запись об учете залога сама по себе не должна рассматриваться как доказательство существования залога или действительности основания его возникновения. В случае спора вопросы о том, возникло ли право залога у залогодержателя, является ли действительным договор о залоге, подлежат рассмотрению судом в общем порядке на основе оценки правоустанавливающих документов.

    Соответствующие общие правила об учете залогов движимого имущества и его правовом значении должны быть закреплены в ГК РФ.
    (б)     должна содержать всю необходимую для третьих лиц информацию о залоге (круг которой надо определить), и быть открытой для получения этой информации всеми заинтересованными лицами.
    Круг информации может быть приблизительно определен на основании п. 1 ст. 339 ГК РФ - существенные условия договора о залоге:
    -   предмет залога,
    -   его оценка,
    -   существо, размер и срок исполнения основного обязательства,
    -   у какой стороны (залогодателя или залогодержателя) находится заложенное имущество.

    Кроме того, система должна содержать информацию о сторонах залогового правоотношения (залогодателе и залогодержателе), а если залогодателем является третье лицо, то и о должнике по основному обязательству: их наименование, местонахождение (местожительства), паспортные данные (для граждан) и данные регистрации (для юридических лиц).
    (в) должна быть максимально быстрой и не обременительной ни для сторон ни для лиц (органов), на которых она будет возложена, и вместе с тем, насколько это возможно, должна быть исключена возможность внесения в систему недостоверной информации. Применительно к требующейся «скорости» учета должен быть решен вопрос о пределах проверки органом иных помимо правоустанавливающих документов и вопрос о возможной его ответственности за те или иные действия (бездействия) при учете залогов.

    Принимая во внимание то, что система учета должна быть сугубо информационной, в рамках учета залогов движимого имущества не должна даваться какая-либо правовая оценка тем договорам, которые являются основанием возникновения залога.

    Определение лица (органа), на которого может быть возложена обязанность ведение учета является одной из основных проблем при создании системы учета от правильного решения которой, в значительной степени будет зависеть эффективное функционирование данной системы.
    Выбор органа должен определяться исходя из следующих принципов:
    -   доступность для заинтересованных лиц. Поэтому предпочтение должно быть отдано органу, обладающему максимально разветвленной системой.
    -   публичность. Применительно к системе учета залогов движимого имущества, реализация данного принципа должна быть обеспечена возможностью создания единой системы учета на все территории страны и доступа к информации в этой системе из любой точки страны.
    -  дешивизна. Вопрос о взимаемой плате за внесение информацию должно быть решен федеральным законом. Вместе с тем вопрос о плате не может не быть связан с вопросом о расходах на поддержание системы и вопросом об ответственности органа, отвечающего за систему.
    -  антикоррупционность.
    В соответствии с законопроектом учет залогов автотранспортных средств предлагается возложить на органы Госавтоинспекции по месту регистрации транспортного средства.
    Учет залога транспортных средств осуществляется посредством внесения учетной записи в электронный учетный реестр и в учетный реестр на бумажном носителе.
    Учетная запись о залоге транспортного средства должна содержать сведения о:
    - порядковом номере учетной записи,
    - дате внесения учетной записи в учетный реестр,
    - органе Госавтоинспекции, внесшем учетную запись в реестр,
    - залогодателе,
    - залогодержателе.

    По письменному заявлению любого лица орган Госавтоинспекции обязан не позднее следующего рабочего дня выдать справку с информацией о том, имеется ли в отношении указанного в этом заявлении транспортного средства учетная запись о залоге.